Рыженко Сергей «Севастополь,
Москва»
Участник многих легендарных
групп, прекрасный сессионный музыкант, Сергей Рыженко еще в детстве научился
играть на многих музыкальных инструментах. Поступил в Одесскую консерваторию,
откуда был исключен за любовь к рок-музыке. То же происходит после двух лет
учебы в Московском институте им. Гнесиных. Однако с тех пор он оседает в
Москве, где его приглашают выступать в таких известных группах, как
«Последний шанс» и: «Машина времени». Однако яркая творческая
индивидуальность Р. приводит его к созданию собственного коллектива — группы
«Футбол». Практически это была первая (после «Карнавала») московская группа,
которая играла «русскую» «новую волну», а тексты повествовали о будничной
жизни подростков и молодежи, и она была довольно популярна. Однако в 1984 г.
из-за новых гонений на рок группа распалась. В дальнейшем Рыженко
предпочитает выступать в сольных концертах. Участвует в студийной работе, его
скрипку можно услышать на альбомах «Аквариума», «ДДТ», «Последнего шанса»,
«Вежливого отказа», «Звуков Му» и др.
В последние годы Рыженко
выступает в сопровождении небольшой инструментальной группы, иногда называя
ее «Братья Карамазовы». В последних произведениях Р. все чаще обращается к
традиции русской лирической песни.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: Ю. Шевчук и С. Рыженко «Москва. Жара» (1985).
РЫЖЕНКО СЕРГЕЙ (р. 1956, Севастополь), скрипач,
певец и автор песен. Известен не только как успешный соло исполнитель, но и
благодаря своему продуктивному сотрудничеству со многими звездами
отечественного рока.
Музыкой увлекся еще в школе и уже тогда проявил
способности в игре на разнообразных музыкальных инструментах. По окончании
школы он поступил в Одесскую филармонию, но два года спустя бросил занятия и
отправился в Москву, где без особого труда поступил в музыкальное училище
имени Гнесиных, после которого перешел в одноименный институт. В середине
1970-х годов Рыженко предпринимал попытки выступать соло и сотрудничать с
теми или иными московскими группами, однако, существенным изменением в его
судьбе стала встреча с Владимиром Щукиным и Александром Самойловым, в ту пору
акустическим дуэтом «ПОСЛЕДНИЙ ШАНС». С появлением Рыженко их творчество
приобрело третье измерение: на протяжении 1976-78 «ПОСЛЕДНИЙ ШАНС» со все
большим успехом каждую субботу выступал в московском кинотеатре «Баррикады».
После серии неудачных попыток
легализовать свое положение, устроившись на работу в филармонию, «ПОСЛЕДНИЙ
ШАНС» распался в середине 1981, после чего Рыженко некоторое время выступал с
акустическими квартирными концертами (нередко вместе с молодым «КИНО» — тогда
еще гитарным дуэтом Рыбина и Цоя), а позднее объединил силы с группой
«КОЛЕСО», которая год спустя трансформировалась в более известный «ФУТБОЛ». В
составе: Рыженко (гитара, скрипка, вокал), Сергей Шорохов (бас), Александр
Родионов (клавишные) и Александр Диденко (барабан). Группа «ФУТБОЛ» в 1982
сыграла нашумевший концерт в Центральном Доме художника, поразив собравшуюся
публику как своим непривычно звучавшим фолк-панком, так и экстравагантным
шоу, центральную роль в котором играла певица и актриса Валентина Кашпурова.
К сожалению, вскоре после этого в группе началась эпидемия замен: место
Родионова за барабанами занял Андрей Кобец, появился к тому времени ушедший
из «КИНО» Алексей Рыбин, но той же весной она распалась.
В мае 1982 Рыженко присоединился к
переживавшей не лучшие дни «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» (с которой уже сотрудничал в
1980, записывая музыку к спектаклю «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси
Уильямса). Его альянс с популярной группой продолжался почти два года и
оставил в памяти разве что песню Макаревича « Скворец», очевидно написанную для скрипки Рыженко. К
весне 1984 беспокойная натура музыканта потребовала выхода, и Рыженко без
особых сожалений покинул «МАШИНУ ВРЕМЕНИ», возродив «ПОСЛЕДНИЙ ШАНС», который
на этом этапе в чистом виде был его бэк-группой. Тем не менее, и эта
инкарнация группы не просуществовала долго: к началу 1986 Рыженко потерял к
ней интерес и ушел, чтобы выступать соло. Помимо того, в этот период он
регулярно выступал на квартирных концертах с опальным Юрием Шевчуком
(свидетельством чего может служить их акустический альбом « Москва. Жара»), а в ноябре 1985 принял участие в записи альбома
«ДДТ» « Время».
Следующее появление Рыженко на публике
состоялось в 1988, когда он исполнил несколько песен «АКВАРИУМА» (в
частности, « Мочалкин блюз») в
популярной перестроечной ленте Сергея Соловьева «АССА». А также выступил на
его презентации («Арт-параде») в доме культуры Московского электролампового
завода весной 1988. В 1987 он также предпринял попытку реформировать
«ФУТБОЛ», но после нескольких репетиций Шорохов и Кобек ушли в группу бывшего
клавишника «ДДТ» Владимира Сигачева «НЕБО И ЗЕМЛЯ», и проект умер, не
родившись.
В 1989 Рыженко собрал новую группу
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (не путать с одноименной группой из Киева), с которой
выступил, в частности, на череповецком фестивале «Рок-акустика» в январе
1990. В мае того же года он участвовал во 2-м фестивале журнала «Аврора» в
Ленинграде. А в середине 90-х годов почти прекратил выступления.
Очередное возвращение Рыженко в музыку
состоялось в 1995, когда по приглашению Шевчука он стал клавишником «ДДТ»,
но, отыграв с ними сезон, ушел, чтобы реактивировать собственную карьеру. В
июне 1997 он выступил на Петербургском рок-фестивале 1997 (под эгидой «Театра
ДДТ») с новой версией своей группы, на этот раз носившей название «ФУТБОЛС» в
составе: Рыженко (скрипка, гитара, вокал), Степан Иванов (соло-гитара),
Сергей Охрененко (бас), Андрей Близнюк (клавишные) и Алексей Никитин
(барабаны).
Андрей Бурлака
Дискография:
Не в деньгах счастье (Master Sound, 1996)
|