КЕЛЬМИ КРИС
(настоящее имя
Кельми Анатолий Арьевич) (р. 21 апреля 1955), рок- и поп-певец.
С четырех лет играет на фортепиано. В 1969 закончил
музыкальную школу имени И. Дунаевского по классу фортепиано, а в 1977
Московский институт инженеров транспорта (учился вместе с В. Кузьминым). С
1977 по 198О учится там же в аспирантуре. В 1983 поступает в музыкальное
училище имени Гнесиных (эстрадный факультет, педагог — И. Бриль).
Свой первый ансамбль «САДКО» Кельми
организует в школе в 1970 (в нем играл сын Б. Окуджавы И. Окуджава). В это же время «САДКО»
являлся дублирующей командой «РУБИНОВОЙ АТАКИ». С 1972 группа носит название
«ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» (К. Кельми — вокал, бас; А. Ситковецкий — гитара, вокал, Ю.
Титов — ударные). Позднее в коллектив приходят — А. Давидян (1973, основной
солист) и А. Кутиков (1974, бас). С приходом последнего группа начинает
исполнять свои песни на английском языке. Группа тесно сотрудничает с
поэтессой М. Пушкиной. В 1975 состав меняется в корне — М. Файбушевич
(вокал), А. Абрамов (ударные), П. Осипов (бас), К. Кельми (орган, вокал), А.
Ситковецкий (гитара, вокал). Были выпущены «самиздатом» 4 магнитоальбома
(1974, 1976, 1977 и 1978). Состав 1976 считается самым сильным — А. Кутиков
(вокал, бас), В. Ефремов (ударные), А. Ситковецкий (гитара, вокал), К. Кельми
(вокал, орган). В этом составе «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» выступило в Риге
(Рок-фестиваль на Певческом Поле,1977). Они первыми стали использовать
световые эффекты (стробоскоп) и декорации на сцене во время выступлений (2-й
Таллинский рок-фестиваль, 1978). После исполнения Прометея и Сатанинских
плясок, горком комсомола запретил их выступления.
В 1979 А. Ситковецкий собирает
музыкантов с высшим музыкальным образованием и организовывает группу
«АВТОГРАФ» — В. Якушенко (ударные),
Л. Гуткин (бас-гитара), Л. Макаревич (клавишные), А. Ситковецкий (гитара), К.
Кельми (клавиши), С. Брутян (вокал). Основной акцент делается на электронную
музыку. На рок-фестивале в Тбилиси (1980) группа завоевывает 2-е место,
уступив «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ». В этом же году выходит дебютный миньон «АВТОГРАФА»
« Пристегните ремни безопасности» («Мелодия»).
Летом 1980 М. Захаров приглашает группу
на прослушивание в Театр имени Ленинского комсомола ( к этому времени
театральный ансамбль «АРАКС» ушел на эстраду). Группа приняла новое название
«РОК-АТЕЛЬЕ». С 1980 по 1986 музыканты «РОК-АТЕЛЬЕ» участвуют в 4 спектаклях
— «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль Уленшпигель»,
«Люди и птицы» (музыка К. Кельми).
В1981 группа состояла из братьев Павла
и Александра Смеянов (после гибели Саши Смеяна в 1981 бас-гитару взял в руки
К. Чалаев), Ю. Титова (ударные), Б. Оппенгейма (клавишные), С. Березкина
(гитара), К. Чалаева (бас-гитара), А. Садо (вокал), К. Кельми (клавиши).
Группа много гастролировала вместе с театром — Франция (1983, театр Эспейс,
Пьера Кардена), Голландия (1985) и др. «РОК-АТЕЛЬЕ» пишет музыку к двум
мультипликационным фильмам — «Пес в сапогах» (1982) и «Парадоксы в стиле рок»
(1984). В это же время группа выступает и на эстраде. Особенно активно
гасролировали в 1985—86, когда в группе играл А. Барыкин. К хитам этого
периода относятся: Эй, парень, не
торопись! (музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной), Распахни окно (музыка К. Кельми,
слова П. Смеяна), Я пел, когда
летал (музыка и слова А. И П. Смеяна),
Романс морских офицеров (музыка А. Рыбникова, слова А.
Вознесенского). В 1985 английская телекомпания снимает телеверсию спектакля
«Юнона и Авось» с участием «РОК-АТЕЛЬЕ». Его фонограмма была записана в
студии при театре, одной из лучших, по тем временам.
В 1987 группа становится коллективом
Йошкар-Олинской филармонии, где работает вместе с «ЧЕРНЫМ КОФЕ». В том же
году на «Новогоднем Огоньке» звезды отечественной эстрады — А. Макаревич, А.
Градский, Е. Маргулис, Ж. Агузарова, М. Капуро, П. Смеян, В. Сюткин, А.
Иванов, С. Минаев, Н. Ветлицкая и др. спели песню К. Кельми Замыкая круг. Подобный опыт
повторяется в 1990 с песней Верю я
и в 1994 с песней Россия Воскресе!
на стихи А. Вознесенского. В 1989 «РОК-АТЕЛЬЕ» в составе: Л. Давыдов
(саксофон), А. Ярыш (гитара), А. Багнов (бас-гитара), К. Вертенников
(гитара), В. Захаров (ударные), В. Усланов (вокал), К. Кельми (клавиши) с
программой «Ночное рандеву» переходит в Театр песни Аллы Пугачевой и
принимает участие в «Рождественских встречах».
С 1994 Крис Кельми начинает сольную
карьеру. Самые известные его песни — Старый
волк, Леди блюз, Козырная дама, Усталое такси, Две свечи на ветру.
Увлекается спортом. Вице-президент
футбольного клуба звезд эстрады «Старко». Участвует в теннисном турнире
«Большая шляпа».
Татьяна Барченкова
Дискография
Распахни окно (Фирма Мелодия, миньон, 1981)
Свежий ветер (Фирма Мелодия, LP, 1982)
Взлет (Фирма Мелодия, миньон,1987)
Мираж (Фирма Мелодия, LP, 1987)
Замыкая круг (Фирма Мелодия, LP,1987)
Рок-ателье Криса Кельми (Фирма Мелодия,
LP, 1987)
Мы знаем («Рок-ателье» и Крис Кельми)
(Фирма Мелодия, LP, 1988)
О. Кормухина и К. Кельми (Фирма
Мелодия, миньон, 1988)
Открой свой Сезам (Фирма Мелодия, LP,
1990)
Леди Блюз (Фирма Мелодия, LP,1991)
Creates Hits К. Кельми (Jeff Records,
CD, 1992)
Лучшие хиты (Jeff Records,1993)
Ни о чем не жалей (Sintez Records, CD,
1994)
Високосное лето (Лучшие песни 1972-79)
(Sintez Records, CD, 1996)
|