«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»,
вокально-инструментальный ансамбль, первый в истории
отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему
жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и
эпигонов.
«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» появились на свет в
середине 60-х годов, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового
отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в
1957—65 гитарист ансамбля «ДРУЖБА» под управлением Александра Броневицкого)
решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к
западным стандартам. Будущих участников группы он отбирал как среди
выпускников музыкальных училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов.
Отказавшись — после недолгих колебаний — от использования традиционного
эстрадного крунера Анатолия Королева, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» (Анатолий Васильев —
гитара, вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин — гитара,
вокал; Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова — вокал и Сергей
Лавровский — барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских
турбаз, а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее
популярных площадок города — в Механическом институте. Успех убедил молодых
музыкантов, что они на верном пути.
Программа «ПОЮЩИХ ГИТАР» на этом этапе
состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий
( Полюшко-поле, Тачанкаи т. п.), сделанных
Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея Петрова, а также BEATLES
и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами были эффектное вокальное
многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года
шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава: Галину Баранову
сменили последовательно Татьяна Калинина и Елена Федорова, добавились второй
клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар Бернштейн; из «ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ» в
начале 1968 пришел певец Александр Федоров, место Вильдавского летом 1968
занял пианист и аранжировщик Альгис Паулавичус.
В 1968 московская фирма «Мелодия»
выпустила первую пластинку ансамбля — фактически первый артефакт
отечественной бит-музыки, где «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» предстали не столько как
«поющие», сколько как «играющие»: ее основу составили инструментальные пьесы
Васильева в манере SHADOWS и VENTURES и несколько вокальных номеров, в том
числе их первый хит Сумерки.
Летом 1969 место Мошковича (позже
работал в ВИА «ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА») занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни
которого ( Для меня нет тебя
прекрасней и др.) помогли «ПОЮЩИМ ГИТАРАМ» существенно обновить свой
репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан
Вивчаровский (экс-«ДРУЖБА»).
Изменение политического и культурного
климата в СССР на рубеже 60—70-х годов отразилось и на «ПОЮЩИХ ГИТАРАХ».
Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя
по провинции. Состав продолжал меняться: в 1970 «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» один за
другим оставили Паулавичус, Антонов и Лавровский (последний организовал
откровенно конформистский ВИА «КАЛИНКА»). Тогда же в группе появился сильный
клавишник Григорий Клеймиц, а из ВИА «РОВЕСНИКИ» пришла мощная ритм-секция
(Юрий Иваненко — бас, и Юрий «Помидор» Соколов — барабаны). В творческом
отношении это был далеко не лучший период в их истории: единственным
интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс самодеятельных
«АРГОНАВТОВ» в интерпретации аранжировщика «ПОЮЩИХ ГИТАР» Эдуарда Кузинера.
В целом в этот период «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»
все дальше отходили от первоначальной концепции — исполнять собственную или
оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили
конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады,
стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру. В сущности,
именно «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» дали образец того, как элементы рок- и поп-музыки
могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала.
Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце
60-х и первой половине 70-х годов. Сохраняя — чисто формально — внешние
признаки рок-группы (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный
вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло
интерес с художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и собственных
штампов, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» в середине 70-х годов обратились к крупным формам,
поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы «Орфей
и Эвридика» (1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и
«Фламандская легенда» (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия
Михайлова Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был
радикально обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и
Ирина Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист
Владимир Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. «Орфей и Эвридика» была
записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность
«ПОЮЩИХ ГИТАР» значительно упала. Следующий театральный опыт (мюзикл
«Скачки») оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая
текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей,
попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе
популярности. В начале 80-х свое детище покинул и сам Васильев. В 1986
ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил
собственную версию рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона
и Авось», а в 1988 на базе «ПОЮЩИХ ГИТАР» был создан музыкальный театр
«Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов
и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия
рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса « Jesus
Christ Superstar» (1989).
Многие участники группы позже добились индивидуального
успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А.
Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» неожиданно
для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой
концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.
Андрей Бурлака
Дискография:
Поющие гитары (Фирма Мелодия, LP, 1968)
Орфей и Эвридика (Фирма Мелодия, 2 LP,
1980)
Русская коллекция. Часть 3 (JAM MUSIC
GROUP: Polymix Records, 1995)
|