<<< обратно

 

 

«ЗЕМЛЯНЕ»,

вокально-инструментальный ансамбль (Ленинград).

Хотя ансамбль «ЗЕМЛЯНЕ» стал едва ли не первым в России профессиональным коллективом, официально добавившим к своему названию звучное определение «рок-группа», его фактическая принадлежность к этому жанру всегда оставалась более чем проблематичной. Собранный из числа начинавших в самодеятельности музыкантов, он, тем не менее, всегда строился по образу и подобию ВИА и существовал по законам эстрадного жанра. В то же время «ЗЕМЛЯНЕ» сумели весьма удачно использовать интерес молодежи к року, эксплуатируя на сцене антураж хард-рока середины 70-х годов (разнообразная пиротехника и светотехнические эффекты, форсированное звучание, «героические» стойки и имидж музыкантов), а в аранжировках — набор приемов и клише, присущих тому же харду и, отчасти, арт-року.
Руководитель «ЗЕМЛЯН» Владимир Киселев приехал в Ленинград с Западной Украины на рубеже 70-х годов и начинал как барабанщик на подмене в различных ресторанных ансамблях, хотя всегда стремился выйти на профессиональную сцену; его попытки найти общий язык с кем-либо из ведущих групп самодеятельного рока («МИФАМИ», «МАНИЕЙ» и т. п.) успеха не имели, и весной 1975 Киселев собрал собственную группу «АПРЕЛЬ», игравшую на пригородных танцплощадках каверы англо-американского хард-рока. После множества изменений в составе «АПРЕЛЬ» в середине 1978 распался, однако той же осенью Киселев собрал новую группу, которую назвал «ЗЕМЛЯНЕ», позаимствовав это имя у героев подпольной сцены 70-х годов, группы клавишника Евгения Мясникова (вынужденно сменившей имя на «АТЛАС»).
Заручившись поддержкой известного эстрадного композитора Марка Фрадкина, песни которого составили значительную часть репертуара «ЗЕМЛЯН», Киселев поставил свое детище на филармонические рельсы.
После неудачной попытки закрепиться в Ленинграде, «ЗЕМЛЯНЕ» в августе 1979 устроились в Кемеровскую филармонию. К этому времени их первоначальный состав — Виктор Кудрявцев и Игорь Романов (гитары), Павел Борисов (бас), Юрий Старченко (клавишные), Вероника Степанова и Николай Кудрявцев (вокал) — подвергся ряду перестановок (пришли басист Борис Аксенов, клавишник Юрий Дмитренко, певец Игорь Дембовский и т. д.), а в дальнейшем менялся едва ли не ежемесячно, что, впрочем, никак не повлияло на его деятельность. За длительную историю «ЗЕМЛЯН» через их состав прошло немало действительно талантливых музыкантов (гитаристы Ю. Ильченко, И. Романов, В. Ермолин, А. Лобачев, басисты П. Борисов, А. Титов, Б. Аксенов, И. Ковалев, клавишники К. Плешак и О. Гусев, барабанщики А. Круглов и В. Брусиловский, певцы С. Скачков и А. Донских), однако индивидуальность любого из них нивелировалась шаблонными аранжировками и безликим репертуаром.
В отличие от вокально-инструментальных ансамблей старшего поколения, безнадежно дискредитировавших себя и весь жанр исполнением банальной лирики, казенными славословиями в адрес партийного истэблишмента и набившей оскомину комсомольско-патриотической темой, «ЗЕМЛЯНЕ», опираясь на обширный круг профессиональных композиторов и поэтов-песенников, создали своего рода эрзац-рок с новым подходом к текстам, которые сохранив присущие эстраде асоциальность и безадресность, эксплуатировали либо героико-спортивную тему (каскадеры, гонщики, карате, дельтапланеризм, космонавты), либо беспроигрышный вариант псевдо-гражданственной лирики (  Прости, Земля;  Трава у дома и проч.).
Конформизм «ЗЕМЛЯН» сделал их хрестоматийным образцом так называемого «парт-рока», который в 1982-85 усиленно навязывала молодежи комсомольская пресса — особенно в этом преуспела ленинградская «Смена», противопоставлявшая «ЗЕМЛЯН» находившимся в полуподполье группам рок-клуба. Однако никакие ухищрения не смогли застраховать их от неизбежного кризиса, вызванного отсутствием осмысленной творческой программы и неспособностью учитывать реальные изменения музыкального рынка.
Резкий закат «ЗЕМЛЯН» начался с ухода в октябре 1985 их фронтмена, яркого гитариста И. Романова (позднее игравшего со своей группой «СОЮЗ», а в 90-х годах собравшего эффектное инструментальное трио). Попытки найти новое лицо группы и избавиться от груза собственных стереотипов успеха не имели, а легализация настоящего рока окончательно отодвинула «ЗЕМЛЯН» на задворки популярной музыки.
В 1988 музыканты «ЗЕМЛЯН» расстались с Киселевым и продолжали выступать и гастролировать в составе, не имевшем к первоначальной версии группы никакого отношения. В их составе (1990) числились Сергей Скачков (клавишные, вокал), Вячеслав Махренский (гитара), Юрий Левачев (бас), Валерий Горшенчев (вокал) и Владимир Ушаков (барабаны). В 1990 они сменили имя на «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС», но пару лет спустя окончательно пропали из виду.
Киселев в конце 80-х годов создал свой музыкальный центр, который включал десяток эфемерных групп, регулярно менявших свой внешний облик и состав (фальшивый «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», как когда-то «ЗЕМЛЯНЕ» позаимствовавший имя у еще одной легенды 70-х годов, «РУССКИЕ», «ПАССАЖИРЫ», «ЭВЕРЕСТ» и т. п.), хотя лишь «РУССКИЕ», с одноименной песней, сумели добиться реального успеха на музыкальном рынке. В середине 90-х годов Киселев вернулся в поле зрения прессы как устроитель фонограммных фестивалей «Белые ночи Санкт-Петербурга».
В 1996 Сергей Скачков, который пел большинство популярных песен «ЗЕМЛЯН» в 80-х годах, реорганизовал группу и исполняет свой старый репертуар, вызывающий сегодня легкое чувство ностальгии.

Андрей Бурлака

 Дискография:

Владимир Мигуля и группа «Земляне» (Фирма Мелодия, LP, 1981).
День Земли (Фирма Мелодия, LP, 1988).
Лучшие хиты (NP-Records, 1994)
Трава у дома (ZeKo Records, 1995)
Мы-люди (ZeKo Records, 1995)
Золотой шлягер 80-х (Фирма Мелодия, 1995)

 

 

 

Hosted by uCoz