«ЗОДЧИЕ», рок-группа (Москва).
Всплеск популярности пришелся на середину 80-х
годов, т. е. период легализации всего отечественного рока, «ЗОДЧИЕ» остались
в истории, прежде всего, как стартовая площадка, откуда началась музыкальная
биография многих ныне известных исполнителей.
Основатель «ЗОДЧИХ» Юрий Давыдов,
подобно большинству своих ровесников, начинал в школьных группах, но более
серьезно занялся музыкой в середине 70-х годов, собрав популярную у студентов
Московского архитектурного института группу «ГУСЛЯРЫ». Они часто выступали с
местными звездами, «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ» и «ОПАСНОЙ ЗОНОЙ», играли на танцах,
участвовали во всевозможных конкурсах студенческой самодеятельности и пару
раз выезжали за границу с так называемыми «поездами дружбы».
Самодеятельный этап в истории
«ГУСЛЯРОВ» закончился в 1980, когда на волне «олимпийской оттепели» они
получили возможность легализоваться и, сменив название на более
соответствовавшее исторической правде «ЗОДЧИЕ», получили работу в Тюменской
филармонии. Состав группы регулярно менялся, и явный прогресс начался лишь
после 1983, когда в «ЗОДЧИХ» появился пришедший из «ИНТЕГРАЛА» гитарист и
певец Юрий Лоза, песни которого (включая материал нашумевшего магнитофонного
альбома « Путешествие в рок-н-ролл»)
составили львиную долю их нового репертуара.
В 1985 ряды «ЗОДЧИХ» пополнил еще один
сильный автор, Валерий Сюткин (бас, вокал) из самодеятельной московской
группы «ТЕЛЕФОН», а наиболее стабильный и сильный состав сложился к началу
1986, когда «ЗОДЧИЕ» перешли под крыло Рязанской филармонии: Юрий Давыдов
(бас, виолончель, вокал), Юрий Лоза (гитара, вокал), Андрей Артюхов (гитара,
вокал), Валерий Сюткин (бас, вокал), Александр Белоносов (который начинал в
московском арт-роковом «ФОРУМЕ», а также записывался с группой «ДК»;
клавишные), Андрей Родин (скрипка, вокал) и Геннадий Гордеев (экс-«ШЕСТЕРО
МОЛОДЫХ»; барабаны).
Их появление в телепрограмме «Утренняя
почта» с остроумными пародиями на звезд итальянской эстрады сразу сделало
группе имя, а последовавшая за ним серия ударных номеров Лозы ( Манекен, Осень, Девочка сегодня в баре) и Сюткина ( Время любви, Спи, малыш, и показанный по ТВ
рок-н-ролл Автобус 86)
принесла «ЗОДЧИМ» общесоюзную известность. По итогам 1986 газета «Московский
комсомолец» назвала их в числе пяти самых популярных групп страны.
Рекламируемые как «шоу-группа», «ЗОДЧИЕ» гастролировали по стране, однако
репутация пародистов оказала им плохую услугу, ограничив круг слушателей и
лишив внимания серьезной критики.
В октябре 1987, после турне по Украине,
завершившегося концертом в Киеве, группу покинул испытывавший явный
дискомфорт Лоза. Выступление «ЗОДЧИХ» на «Рок-Панораме 87» в том же декабре
было неудачным, и в группе начались брожения. В 1988 ее покинул Белоносов,
место которого позднее занял Егор Иродов (клавишные). Записанный в 1988 и
выпущенный «Мелодией» годом позже альбом «
Сор из избы» тоже не прибавил им очков популярности.
В 1989 Сюткин собрал собственное трио
«ФЭН-О-МЭН» (а еще через год пришел в «БРАВО», с которым добился
колоссального успеха в середине 90-х годов, а еще позже начал соло-карьеру).
Его место занял обладавший неплохим голосом, но не столь эффектный Александр
Мартынов, однако отсутствие у «ЗОДЧИХ» новых идей и приход на сцену следующей
генерации музыкантов, в конечном счете, подвели итог их существованию.
Андрей Бурлака
Дискография:
Сор из избы (1989; Фирма Мелодия, LP, 1990)
Песни 1984-1993 (Sintez Records, 1996)
Лучшие песни 1984-1993 (Sintez Records,
1997)
|