«НОМ», рок-группа (Петербург).
Самобытная, многоликая и не поддающаяся
классификации питерская клубная группа «НОМ» (поначалу ее участники
расшифровывали эту аббревиатуру как «неформальное объединение молодежи»,
иронически переосмысливая термин официозной социологии; позднее появились и
другие трактовки этого названия) дебютировала в феврале 1987 и выросла из
компании инженеров и студентов, увлекавшихся музыкой, литературой и театром.
Ее литературные вкусы были инспирированы пестрым букетом влияний, а стиль
тяготел к смешению приземленной, нарочито упрощенной лексики, гротескных
образов этакого современного бестиария, поэтики абсурда и брутальности.
В оригинальный состав группы вошли:
Сергей Кагадеев (p. 20 октября 1964, Рыбное Рязанской области) — вокал;
Андрей Кагадеев (p. 9 июля 1961, Ленинград) — бас; Юрий Салтыков (р. 14 июня
1964, Ленинград) — вокал; Дмитрий Тихонов — клавишные; Сергей Бутузов —
гитара; и Николай Родионов — барабаны, флейта.
Используя экстравагантные псевдонимы,
ставшие, по сути дела, их alter ego (Иван Турист, Хафизула Сагитдулов,
Александр Ливер, Готфрид Ульрих Тузеаст и т. п.), они создали галерею
странных персонажей, сошедших то ли со страниц Гофмана, то ли рассказов Мамлеева
или Зощенко.
Первым осмысленным музыкальным опытом
группы стала музыкально-театрализованная иллюстрация к рассказу Андрея
Кагадеева «Протез», записанная в домашних условиях на магнитофон «Астра» в
феврале 1987.
Весной 1987 они выступили на
телевизионном конкурсе молодых талантов с рискованными по содержанию
куплетами «Ламца-Дрица», однако получили звание лауреатов, после чего решили
окончательно сосредоточить усилия на музыке и вступили в альтернативное
рок-объединение «Мост», а в январе 1988 стали членами рок-клуба. В том же
октябре Родионова за барабанами сменил Владимир Постниченко.
Успешные выступления на фестивалях
рок-клуба в 1988 и 1989, регулярные гастроли по стране (нередко вместе с
близкими по духу «АВИА»), записанный в 1989 альбом « Брутто» (два года спустя издан на
виниле ленинградской «Мелодией») сделали «НОМ» одним из наиболее своеобразных
феноменов новой рок-сцены Питера. Музыкальный язык «НОМА», поначалу крайне
рудиментарный, быстро эволюционировал от частушечно-фольклорных и эстрадно-кабаретных
мотивов в направлении более жесткого и цельного звучания, с интонациями
пост-панка и ритм-энд-блюза.
Одними из немногих участники «НОМА»
были последовательны в создании своего имиджа и соответствующей эстетики:
время от времени на питерских стенах появлялись плакаты, рекомендовавшие, как
надо вести себя на выступлениях «Королей Санкт-Петербурга» (один из их
рекламных слоганов), сообщавшие какую-то необязательную (или вымышленную)
информацию о них и т. п.
В 1990 группа отправилась на первые
зарубежные гастроли — в Испанию и Италию, а на протяжении следующих
пяти-шести лет исколесила почти всю Европу (за исключением разве что
Скандинавии).
С уходом Сергея Бутузова звучание
«НОМА» приобрело излишне механистичный характер, однако музыканты быстро
нашли выход, пригласив в качестве гитариста Алексея Рахова из находившихся в
неактивной фазе «АВИА». В середине 90-х годов Тихонов, в то время более
известный как Александр Ливер, начал сниматься в кино и выступал соло, а в
1995 окончательно покинул группу и поселился в Женеве (Швейцария), где
женился и ныне поет в местном оперном театре. Его место на время занял Юрий
Соболев из «ПАНГЕИ», однако долго не задержался; в следующий раз с «НОМОМ» в
Европе выступал Иван Соколовский (экс-«НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ», «ЯТ-ХА», «МЯГКИЕ
ЗВЕРИ»).
С возвращением «АВИА» к активной
работе, «НОМ» был вынужден покинуть Рахов; их новым гитаристом в марте 1996
стал Виталий Лапин из питерской группы «МЫШИ». Той же весной «НОМ» показал
свою концептуальную программу «Во имя разума» с неожиданным для их традиций
научно-фантастическим уклоном. На протяжении 90-х годов группа выпустила ряд
альбомов (число которых значительно возросло после того, как она подписала
контракт с «SoLyd Records») и видеофильмы «Хозяева СССР, или Обезьянье рыло»
(1996) и «Made In Europe» (1997). 20 марта того же года «НОМ» устроил
беспрецедентное празднование своего десятилетия в Петербургском цирке — со
всеми атрибутами циркового представления.
Осенью 1997 «НОМ» неожиданно
раскололся пополам: Андрей Кагадеев и Юрий Салтыков взяли новое название
«НОМЖИРПРОЕКТ», а Сергей Кагадеев, Лапин и Постниченко, к которым
присоединился Николай Майоров, уже принимавший участие в работе над фильмом
«Хозяева СССР» оставили за собой прежнее.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Брутто (Фирма Мелодия, LP, 1991; Castle
Rock, MC, 1996; SoLyd Records, CD, 1997)
К чортям собачьим! (HOM,
LP, 1992; SoLyd Records, CD, 1997)
Супердиск (НОМ, LP, 1993; SoLyd
Records, CD, 1997)
Ultracompact (General Records, CD, 1996)
Сенька Мосх-Газ (1996)
Live Is Game (SoLyd Records, CD, 1997)
Euro (1997) – НОМ ЕВРО
Extracompact ( SoLyd Records, 2000) – НОМ ЖИР
??
|