<<< обратно

 

Агата Кристи •Свердловск

Третья волна уральского рок-движения, пережива­ющего сейчас значительный подъем, уже выдвинула на всесоюзную арену несколько интересных групп, среди которых не последнее место принадлежит «Агате Кри­сти».

Группа возникла в 1985 году на радиотехническом факультете Уральского политехнического института под незатейливым названием «ВИА РТФ УПИ». Вскоре она записала первый любительский альбом «Если...» и сме­нила название на «Агату Кристи». В 1989 г. группа всту­пила в Свердловский рок-клуб и дала несколько концер­тов в его творческих лабораториях. Но лишь с появлением в январе 1988 года магнитоальбома «Второй фронт», стиль «А. К.» определился: это пост-панк с сильной тен­денцией к поиску нешаблонных мелодических решений, а в аранжировках — с заметным влиянием неоклассицизма и европейской камерной музыки. Группа в составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Глеб Самойлов (бас), Алек­сандр Козлов (клавишные), Петр Май (ударные) с успехом выступила на очередном фестивале Свердловского рок-клуба, где в число лучших песен попали «Африканка» и «Наша правда», а в начале 1989 года выпустила новый альбом «Коварство и любовь». П. Мая за барабанами меняет Альберт Потапкин (экс-«Наутилус Помпилиус»). В 1989 г. «А. К.» представляла советский рок на семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания).

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Если» (1985), «Агата Кристи II» (1986), «Свет» (1987), «Второй фронт» (1988), «Коварство и любовь» (1989).

 

 

АГАТА КРИСТИ, рок-группа (Свердловск, Екатеринбург, Москва).

Творчество группы распадается на два этапа: на первом она играла нервный и слегка манерный арт-рок, лежавший в русле местных мелодических традиций, и долго не могла избавиться от статуса дебютанта, на втором реализовала рецепт беспроигрышного успеха, сочиняя эффектные трехминутные номера с цепляющими мелодиями, текстами в манере декаданса и драматическим вокалом.
АГАТА КРИСТИ появилась осенью 1985 на радиотехническом факультете Уральского политехнического института под названием ВИА РТФ УПИ, хотя своими корнями ее история уходит в 1979, когда в городке Асбест на юге Свердловской области появилась школьная группа, в составе которой играли Вадим Самойлов, Александр Козлов и Глеб Май. По окончании школы, когда они учились уже в институтах, к началу осеннего семестра 1985 Вадим Самойлов собрал (для выступления на конкурсе студенческой самодеятельности) новую группу, которая и положила начало АГАТЕ КРИСТИ. В составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Александр Овчинников (гитара), Александр Кузнецов (бас), Игорь Карпенко (клавишные) и Петр Май (барабаны). Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе, исполняя старательные подражания арт-року GENESIS и YES, придумали новое название, той же осенью в домашних условиях записали дебютный альбом  Если (1985) и были приняты в Свердловский рок-клуб.
Следующей весной 1986 группа записала альбом  Голос, а в конце того же года выпустила альбом  Свет — первый, обративший на себя внимание экспертов и публики. Однако из-за внутренних проблем группа почти год не работала.
Но с выходом в январе 1988 альбома  Второй фронтстало ясно, что АГАТА КРИСТИ нашла устойчивое равновесие между арт-роковыми и нововолновыми тенденциями и обрела свой стиль: песни этого периода опирались на жесткий пост-панковский ритм и соединяли бравурные мелодии с реминисценциями неоклассицизма и европейской камерной музыки. Менее академичная, чем УРФИН ДЖЮС, но более прямолинейная, нежели НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, группа сделала серьезную заявку на успех.
АГАТА КРИСТИ начала активно гастролировать по стране; ее выступление на 3-м Свердловском рок-фестивале в сентябре 1988 стало одним из его центральных событий. В конце 1989 группа приняла участие в фестивале альтернативного рока СыРок в Москве; позднее она фигурировала в программах шоу Интершанс и Ступень к Парнасу.
В июле 1989 к братьям Самойловым (в 1986 Кузнецова сменил младший брат Вадима Глеб Самойлов — бас, вокал) и Козлову присоединился Альберт Потапкин, который привел своего коллегу по группе ФЛАГ Льва Шутылева (клавишные). В новом составе АГАТА появилась на 4-м Свердловском рок-фестивале, а также представляла советский рок на Фестивале искусств в Глазго (Шотландия). В целом этот период был отмечен спадом: перегруженная звучанием клавишных, АГАТА КРИСТИ неуклонно теряла прозрачность и энергию своей музыки, становясь все более тяжеловесной и помпезной. Альбомы этого периода  Коварство и любовь (1989) и  Декаданс (1990) прошли незамеченными и были признаны лишь на новом витке популярности группы.
Следующие несколько лет об АГАТЕ КРИСТИ почти не было слышно. Потапкин вернулся в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (с которым уже играл в 1987), вместе с ним ушел и Шутылев; место за барабанами занял Андрей Пионер Котов, бывший участник КАБИНЕТА и различных групп Александра Пантыкина
Возвращение АГАТЫ КРИСТИ состоялось лишь в 1993, когда группа записала неожиданно энергичный, сильный, полный хитовых мелодий альбом  Позорная звезда, за короткое время, даже без интенсивной поддержки масс-медиа разлетевшийся по стране и превративший ее в новых кумиров тинэйджеров.
К моменту выхода следующего альбома  Опиум (весной 1995) АГАТА КРИСТИ уже не нуждалась в представлении или чьей-либо поддержке, хотя серьезная пресса оценила  Опиум скептически, обвинив группу в эксплуатации одних и тех же клише и дефиците мысли в текстах. Но успех альбома был колоссален — две его песни, меланхоличная, в манере CURE, заглавная  Опиум для никого и  Сказочная тайга, изящный парафраз  Январской вьюги Александра Зацепина (из фильма Иван Васильевич меняет профессию), стали новыми крупными хитами. АГАТА КРИСТИ перебралась в Москву, совершала успешные гастроли по России.
Следующий альбом  Ураган вышел в 1996 и стал знаком того, что ажиотаж вокруг группы пошел на спад. Концерты уже не вызывали истерик в зале, да и в музыкальном отношении новая работа оказалась лишь бледной копией своих предшественниц.
В 1998 был широко отмечен десятилетний юбилей группы. Музыканты постоянно появлялись во всевозможных программах на радио и телевидении; в феврале выступили с грандиозным концертом в СК Олимпийский (материал которого издан на аудио и видео 10 лет жизни), дали несколько специальных концертов в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. В том же году увидел свет и очередной диск Чудеса, запомнившийся в основном по шлягеру Ковер-вертолет, который оказался одним из немногих просветов на этом достаточно мрачном альбоме, переполненном электронным звучанием. Кстати, электроникой агатовцы баловались уже в Опиуме, но тогда им удалось найти оптимальное сочетание естественных и виртуальных звуков, тогда как их последующие работы были значительно утяжелены программированием. Вкупе с увеличивающейся от альбома к альбому мрачностью лирики, группа к концу 1990-х гг. сползла в такой декаданс, о котором не мечтали даже самые заядлые слушатели Декаданса в начале десятилетия. В 1999 Агата Кристи провела гастроли с группами Алиса и БекХан, а позже приступила к записи своего нового альбома, который вышел в середине 2000 под названием Майн Кайф? и с посвящением Альфреду Шнитке. 1 марта 2001 от болезни сердца скончался Александр Козлов, один из старейших участников группы и автор таких ее популярных композиций, как Моряк и Ковер-вертолет.

Андрей Бурлака

Дискография:

Если (1985)
Голос (1986)
Свет (1987)
Второй фронт (1988)
Декананс (1990)
Глеб САМОЙЛОВ. Маленький Фриц (1990)
Позорная звезда (1993)
Коварство и любовь (JAM MUSIC GROUP: JSP, 1994)
Декаданс (JAM MUSIC GROUP: JSP, 1994)
Декаданс (Экстрафон, 1995)
Опиум (Экстрафон, 1995)
Коварство и любовь (Экстрафон, 1995)
Позорная звезда (Экстрафон, 1995)
Пять лет (Jeff Records, 1995)
Ураган (1996)
Heroin 0 (Экстрафон, 1996)
Лучшие песни (Pelikan Records, 1996)
Лирические баллады радио Надежда о любви (Экстрафон, 1997)
Ураган (Экстрафон, 1997)
Чудеса (1998)
Майн Кайф (2000)

 

 

 

 

Hosted by uCoz