Агата Кристи •Свердловск
Третья волна
уральского рок-движения, переживающего сейчас значительный подъем, уже
выдвинула на всесоюзную арену несколько интересных групп, среди которых не
последнее место принадлежит «Агате Кристи».
Группа возникла
в 1985 году на радиотехническом факультете Уральского политехнического
института под незатейливым названием «ВИА РТФ УПИ». Вскоре она записала
первый любительский альбом «Если...» и сменила название на «Агату Кристи». В
1989 г. группа вступила в Свердловский рок-клуб и дала несколько концертов в
его творческих лабораториях. Но лишь с появлением в январе 1988 года
магнитоальбома «Второй фронт», стиль «А. К.» определился: это пост-панк с
сильной тенденцией к поиску нешаблонных мелодических решений, а в
аранжировках — с заметным влиянием неоклассицизма и европейской камерной
музыки. Группа в составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Глеб Самойлов
(бас), Александр Козлов (клавишные), Петр Май (ударные) с успехом выступила
на очередном фестивале Свердловского рок-клуба, где в число лучших песен
попали «Африканка» и «Наша правда», а в начале 1989 года выпустила новый
альбом «Коварство и любовь». П. Мая за барабанами меняет Альберт Потапкин
(экс-«Наутилус Помпилиус»). В 1989 г. «А. К.» представляла советский рок на
семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания).
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Если» (1985), «Агата Кристи II» (1986), «Свет» (1987),
«Второй фронт» (1988), «Коварство и любовь» (1989).
АГАТА КРИСТИ, рок-группа (Свердловск,
Екатеринбург, Москва).
Творчество группы распадается на два этапа:
на первом она играла нервный и слегка манерный арт-рок, лежавший в русле
местных мелодических традиций, и долго не могла избавиться от статуса
дебютанта, на втором реализовала рецепт беспроигрышного успеха, сочиняя
эффектные трехминутные номера с цепляющими мелодиями, текстами в манере
декаданса и драматическим вокалом.
АГАТА КРИСТИ появилась осенью 1985 на
радиотехническом факультете Уральского политехнического института под
названием ВИА РТФ УПИ, хотя своими корнями ее история уходит в 1979, когда в
городке Асбест на юге Свердловской области появилась школьная группа, в
составе которой играли Вадим Самойлов, Александр Козлов и Глеб Май. По
окончании школы, когда они учились уже в институтах, к началу осеннего семестра
1985 Вадим Самойлов собрал (для выступления на конкурсе студенческой
самодеятельности) новую группу, которая и положила начало АГАТЕ КРИСТИ. В
составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Александр Овчинников (гитара),
Александр Кузнецов (бас), Игорь Карпенко (клавишные) и Петр Май (барабаны).
Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе, исполняя старательные подражания
арт-року GENESIS и YES, придумали новое название, той же осенью в домашних
условиях записали дебютный альбом Если
(1985) и были приняты в Свердловский рок-клуб.
Следующей весной 1986 группа записала
альбом Голос, а в конце того
же года выпустила альбом Свет
— первый, обративший на себя внимание экспертов и публики. Однако из-за
внутренних проблем группа почти год не работала.
Но с выходом в январе 1988
альбома Второй фронтстало
ясно, что АГАТА КРИСТИ нашла устойчивое равновесие между арт-роковыми и
нововолновыми тенденциями и обрела свой стиль: песни этого периода опирались
на жесткий пост-панковский ритм и соединяли бравурные мелодии с
реминисценциями неоклассицизма и европейской камерной музыки. Менее
академичная, чем УРФИН ДЖЮС, но более прямолинейная, нежели НАУТИЛУС
ПОМПИЛИУС, группа сделала серьезную заявку на успех.
АГАТА КРИСТИ начала активно
гастролировать по стране; ее выступление на 3-м Свердловском рок-фестивале в
сентябре 1988 стало одним из его центральных событий. В конце 1989 группа
приняла участие в фестивале альтернативного рока СыРок в Москве; позднее она
фигурировала в программах шоу Интершанс и Ступень к Парнасу.
В июле 1989 к братьям Самойловым (в
1986 Кузнецова сменил младший брат Вадима Глеб Самойлов — бас, вокал) и
Козлову присоединился Альберт Потапкин, который привел своего коллегу по
группе ФЛАГ Льва Шутылева (клавишные). В новом составе АГАТА появилась на 4-м
Свердловском рок-фестивале, а также представляла советский рок на Фестивале
искусств в Глазго (Шотландия). В целом этот период был отмечен спадом:
перегруженная звучанием клавишных, АГАТА КРИСТИ неуклонно теряла прозрачность
и энергию своей музыки, становясь все более тяжеловесной и помпезной. Альбомы
этого периода Коварство и любовь
(1989) и Декаданс (1990)
прошли незамеченными и были признаны лишь на новом витке популярности группы.
Следующие несколько лет об АГАТЕ
КРИСТИ почти не было слышно. Потапкин вернулся в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (с
которым уже играл в 1987), вместе с ним ушел и Шутылев; место за барабанами
занял Андрей Пионер Котов, бывший участник КАБИНЕТА и различных групп
Александра Пантыкина
Возвращение АГАТЫ КРИСТИ состоялось
лишь в 1993, когда группа записала неожиданно энергичный, сильный, полный
хитовых мелодий альбом Позорная
звезда, за короткое время, даже без интенсивной поддержки масс-медиа
разлетевшийся по стране и превративший ее в новых кумиров тинэйджеров.
К моменту выхода следующего
альбома Опиум (весной 1995)
АГАТА КРИСТИ уже не нуждалась в представлении или чьей-либо поддержке, хотя
серьезная пресса оценила Опиум
скептически, обвинив группу в эксплуатации одних и тех же клише и дефиците
мысли в текстах. Но успех альбома был колоссален — две его песни,
меланхоличная, в манере CURE, заглавная
Опиум для никого и Сказочная
тайга, изящный парафраз Январской
вьюги Александра Зацепина (из фильма Иван Васильевич меняет профессию),
стали новыми крупными хитами. АГАТА КРИСТИ перебралась в Москву, совершала
успешные гастроли по России.
Следующий альбом Ураган вышел в 1996 и стал знаком
того, что ажиотаж вокруг группы пошел на спад. Концерты уже не вызывали
истерик в зале, да и в музыкальном отношении новая работа оказалась лишь бледной
копией своих предшественниц.
В 1998 был широко отмечен
десятилетний юбилей группы. Музыканты постоянно появлялись во всевозможных
программах на радио и телевидении; в феврале выступили с грандиозным
концертом в СК Олимпийский (материал которого издан на аудио и видео 10 лет
жизни), дали несколько специальных концертов в Екатеринбурге и
Санкт-Петербурге. В том же году увидел свет и очередной диск Чудеса,
запомнившийся в основном по шлягеру Ковер-вертолет, который оказался одним из
немногих просветов на этом достаточно мрачном альбоме, переполненном
электронным звучанием. Кстати, электроникой агатовцы баловались уже в Опиуме,
но тогда им удалось найти оптимальное сочетание естественных и виртуальных
звуков, тогда как их последующие работы были значительно утяжелены
программированием. Вкупе с увеличивающейся от альбома к альбому мрачностью
лирики, группа к концу 1990-х гг. сползла в такой декаданс, о котором не
мечтали даже самые заядлые слушатели Декаданса в начале десятилетия. В 1999
Агата Кристи провела гастроли с группами Алиса и БекХан, а позже приступила к
записи своего нового альбома, который вышел в середине 2000 под названием
Майн Кайф? и с посвящением Альфреду Шнитке. 1 марта 2001 от болезни сердца
скончался Александр Козлов, один из старейших участников группы и автор таких
ее популярных композиций, как Моряк и Ковер-вертолет.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Если (1985)
Голос (1986)
Свет (1987)
Второй фронт (1988)
Декананс (1990)
Глеб САМОЙЛОВ. Маленький Фриц (1990)
Позорная звезда (1993)
Коварство и любовь (JAM MUSIC GROUP:
JSP, 1994)
Декаданс (JAM MUSIC GROUP: JSP, 1994)
Декаданс (Экстрафон, 1995)
Опиум (Экстрафон, 1995)
Коварство и любовь (Экстрафон, 1995)
Позорная звезда (Экстрафон, 1995)
Пять лет (Jeff Records, 1995)
Ураган (1996)
Heroin 0 (Экстрафон, 1996)
Лучшие песни (Pelikan Records, 1996)
Лирические баллады радио Надежда о
любви (Экстрафон, 1997)
Ураган (Экстрафон, 1997)
Чудеса (1998)
Майн Кайф (2000)
|