АУ «Ленинград»
Ленинградская
группа «Автоматические удовлетворители», или привычнее — «АУ» — один из
пионеров отечественного панк-рока.
Группа была
образована летом 1979 г., весной следующего — дала первый концерт в кафе
«Бриг», после чего с успехом выступила в Москве, чуть менее удачно — в
Прибалтике и исчезла на пару лет.
В конце 1982 г.
«Автоматические удовлетворители» объявляются снова, выступают в Москве, а 1
мая 1983 г. дают большой концерт в центре подмосковных Люберец. «АУ» никогда
не имели особенно устойчивого состава и в разное время с Андреем «Свином»
Пановым выступали Алекс «Бешеный» (А. Строгачев), впоследствии собравший
свое «Народное ополчение», Игорь «Панкер» Гудков (позже — «Абзац» и
«Секрет»), Борис «Скромный» Вильчик (позже — «НЧ/ВЧ» и «Фронт»), Игорь
«Пиночет» Покровский, Алексей «Рыба» Рыбин (экс-«Кино») и т. п.
Незадолго до
нового, 1984 г., ангажировав гитариста «Народного ополчения» Дмитрия
«Ослика" Шишляка, «АУ» дали последний в серии московских концертов и на
время распались.
Осенью 1986 г.
«АУ» обновили состав: к «ветеранам» — Свину и Ослику добавились басист
Евгений Титов и ударник Валерий Морозов (экс-«Что делать», «Плюс», «Россияне»,
«КСК»).
Группа выступила
на фестивале «Рок-88» и — с неизбежным скандалом — на V фестивале
Ленинградского рок-клуба.
В начале 1989 г. происходит очередная
реорганизация «АУ», и группа возвращается к концертным выступлениям.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: Панов (соло). «Терри, Черри, Свин» (с А. Вишней 1984);
«Автоматические удовлетворители» (1988).
«АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ»,
панк-рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Пионеры этого музыкального
направления на отечественной рок-сцене, они соединили эстетическую концепцию
панка как философию анархии и всеобщего отрицания с сугубо российскими
традициями низового фольклора.
Группу организовал летом 1979 Андрей Панов
(p.1960), в ту пору бывший студент театрального института и продавец магазина
музыкальной аппаратуры, под впечатлением от статей о новой музыкальной моде.
Приняв сценическое имя Свинья, он собрал группу таких же, как он, молодых
экстремистов (городских ковбоев) и назвал ее «АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ»
(«АУ»; вольный перевод названия SEX PISTOLS). Однако до определенного момента
группа существовала скорее как идея, поскольку откровенно не умела играть, а
ее имидж был чересчур радикален для достаточно консервативной подпольной
сцены.
Первое публичное выступление группы
состоялось 23 марта 1980 в питерском кафе Бриг на праздновании дня рождения
Андрея Тропилло. Любопытно, что на бас-гитаре в «АУ» в этот раз играл юный
Виктор Цой. Надо заметить, что состав «АУ» всегда был достаточно условным: в
разное время в ней переиграло около тридцати человек, в том числе Игорь
Панкер Монозуб Гудков (позже первый звукорежиссер и менеджер «СЕКРЕТА»),
Игорь Пиночет Покровский, Алекс Бешеный Строгачев (позднее Алекс Оголтелый —
лидер «НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ»), Борис Скромный Вильчик (ныне группа ФРОНТ),
Алексей Рыба Рыбин (позже «КИНО» и «ОАЗИС Ю») и т. д. Непременным атрибутом
всех участников группы были экстравагантные прозвища. Значительное влияние на
группу на этом этапе оказал кинорежиссер, один из главных представителей и
идеологов параллельного кино Евгений Юфа Юфит.
В 1981 АУ по приглашению Артемия
Троицкого совершили вояж в Москву, где провели серию нашумевших квартирных
выступлений, затем с несколько меньшим успехом посетили Прибалтику, после
чего на пару лет пропали. Снова они объявились в конце 1982, несколько раз
выступив в Москве. 1 мая 1983 группа в составе: Свинья, Пиночет, Зверский да
еще Сергей Шорохов и Рыбин, в ту пору игравшие в «ФУТБОЛЕ», дала большой
концерт в центре подмосковных Люберец, а в конце того же года, ангажировав гитариста
«НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ» Дмитрия Ослика Шишляка (ныне «ПРЕПИНАКИ» ), сделала последний из серии своих
скандальных вояжей в Москву и распалась. В середине 80-х годов, когда вне
рамок Ленинградского рок-клуба была невозможна практически любая музыкальная
активность, АУ существовали разве что в воображении агентов КГБ. В 1984 Панов
предпринял попытку записать свой материал на только что открывшейся студии
Алеши Вишни, но альбом так и не был закончен (позднее фрагменты этой записи
вошли в компиляцию Терри, Cherry, Свин); он репетировал с группой НЧ/ВЧ и
будущим «ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК», пытался собрать новую группу, однако время для
этого было еще неподходящим.
Лишь осенью 1986, когда ослабление
идеологического давления на рок-сцену позволило ей выйти из фактического
подполья, Панов собрал новую версию «АУ», в которую вошли Шишляк,
бас-гитарист Евгений Титов и барабанщик Валерий Морозов (экс-«ЧТО ДЕЛАТЬ»,
«ПЛЮС», «РОССИЯНЕ», «КСК»). Они вступили в рок-клуб, начали давать концерты,
с успехом выступили на видеофестивале «Рок-87», организованном в поселке
Шушары Андреем Тропилло, и с неизбежным скандалом — на 5-м фестивале
рок-клуба (1987). Группа продолжала активно выступать в городе и
гастролировать вплоть до начала 90-х годов, участвовала в 6-м фестивале рок-клуба
(1988), фестивале журнала «Аврора» (1989) и т. д. Состав группы продолжал
непредсказуемо меняться. Помимо того, всю вторую половину 1988 Панов пел в
группе своего бывшего басиста Михаила Дубова Виноградова «600».
Новый виток активности начался для
«АУ» в середине 90-х годов, когда они, уже как живые легенды панк-рока, стали
появляться на сценах новых клубов (хотя из собственно легенд в рядах группы
оставался разве что сам Панов). В конце 1995, после бесконечной чехарды в
составе участников, «АУ» фактически раскололась на два проекта, связанных
только фигурой самого Свина: первый — традиционно панк-роковый, второй же,
взявший название «АРКЕСТР АУ», включал группу весьма профессионально
звучавших музыкантов и играл энергичный танцевальный фанк.
Эта вторая ипостась «АУ» в составе:
Андрей Панов (вокал), Лев Сэйбл Соболев (барабаны), Александр Семеренков
(клавишные), Евгений Яровой (гитара) и Юрий Степанчиков (бас), выступила на
питерском рок-фестивале на стадионе Петровский в июне 1996 и продолжает время
от времени играть в клубах.
В середине 90-х годов свет увидело
несколько различных записей «АУ», качество которых, к сожалению, лишь в
редких случаях отражает действительный потенциал этой любопытной группы.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Тел. 1979-1994. Претензии не принимаются
(Отделение Выход, МС, 1996)
Пейте с нами! (Отделение Выход, CD
(совместно с О. Троянской), 1996)
Песенники и пёсенники (1998)
|