Аукцыон • Ленинград
Основан в
1978 году гитаристом Леонидом Федоровым и басистом Виктором Бондариком и
вначале специализировался в основном на панк-роке и «новой волне». С приходом
в «А.» певца и шоумена Олега Гаркуши начались первые сценические пробы,
зачатки той «большой игры», которую ведет сегодня на сцене «Аукцыон»: шоу,
буффонада, эксцентрика, характерность каждого персонажа. Особенно хорош был
«А.» в годы лидерства колоритного дуэта: панкового, эксцентричного,
неприкаянного Гаркуши
— «рыжего клоуна» и холеного, с классически
поставленным голосом, салонного красавца Сергея Рогожина. В июне 1987 года
Рогожин уходит в реформированный «Форум» Александра Морозова, специализирующийся
на поп-музыке для дискотек. После этого в группе происходят ряд изменений:
приглашается второй гитарист, очень известный в Ленинграде музыкант Д.
Матковский (экс-«Мануфактура» и др.), а место второго шоумена занимает актер,
танцор, циркач, выделывающий на многометровой высоте фантастические трюки —
Владимир Веселкин. Выходит магнитоальбом — третья программа «Аукцыона»
— «Так я стал предателем» (предыдущие
программы — «Вернись в Сорренто» и «В Багдаде все спокойно» записать сразу
не удается). Кстати, в те годы название группы писалось через «и», и только
недавно изменилось на «Аукцыон». «Аукцыон» — потому что это название не имеет
отношения к аукциону и не означает что-то конкретное, «аукцыон» — это вообще
ничего не значит и не надо объяснять» — так считают сами участники группы,
поясним только, что «Аукцион» и «Аукцыон» — это одна и та же группа.
«А.» сегодня очень популярен, собирает
полные залы, по-хорошему непредсказуем и настроен на новые эксперименты и
открытия. На VII фестивале Ленинградского рок-клуба состоялась премьера его
новой программы.
Последние годы
группа выступает в составе: Леонид Федоров — гитара, вокал; Олег Гаркуша —
вокал, шоу;
Дмитрий Озерский — клавишные, вокал; Виктор
Бондарик
— бас; Дмитрий Матковский — гитара; Борис
Шавейников
— ударные; Николай Рубанов — саксофон;
Павел Литвинов — перкуссия; Владимир Веселкин — танцы, шоу. С группой
работает и конструирует костюмы ленинградский художник Кирилл Миллер.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Так я стал предателем» (1988), «Вернись в
Сорренто» (1988), «Дупло» (1990). Пластинки: «Так я стал предателем»
(«Воля Продуксьон». Франция, 1990), «В Багдаде все спокойно» (ВФГ «Мелодия»,
1990).
АУКЦЫОН
Рок-группа (Петербург).
В
отличие от многих, жанрово и стилистически ограниченных современников, эта
группа черпает свое вдохновение в столь разнообразных источниках, как ска,
реггей, эсид-джаз, этническая музыка Азии и Африки, а также поп-музыка и бит
60-х годов; вопреки много лет доминировавшей в русском роке идее мессианства
и присущей ему дидактичности, «АУКЦЫОН» не столько поучал, сколько развлекал,
вследствие чего оказался чуть ли не единственным представителем России на
клубной сцене Западной Европы.
Основатель группы, автор всех ее песен,
гитарист и певец Леонид Федоров (p. 8 января 1963, Ленинград) начал
заниматься музыкой еще в школьные годы, а свою первую группу «ФАЭТОН» собрал
в 1978. Два года спустя в его группе появился бас-гитарист Виктор Бондарик
(p. 28 декабря 1962), а к середине 1981 сложился первый относительно
стабильный, но еще безымянный состав: Федоров, Бондарик, «Длинный» Сергей
Мельник (гитара), Дмитрий Озерский (p. 8 октября 1963; клавишные, вокал) и
Евгений Чумичев (барабаны). Озерский, однокашник Федорова по Политехническому
институту, с тех пор стал его постоянным соавтором. Существенную роль в
формировании образа группы сыграл Олег Гаркуша (p. 23 февраля 1961), который
на первых порах был ее звукооператором, менеджером и вообще мастером на все
руки.
В мае 1983, когда ушедшего в армию
Бондарика сменил Сергей Губенко, а у микрофона появился Валерий Недомовный,
они, наконец, придумали название «АУКЦИОН» и, по инициативе Гаркуши, который
к тому времени сдружился с музыкантами «АКВАРИУМА», вступили в рок-клуб. Их
дебют на сцене рок-клуба состоялся в ноябре того же года (Мельника и
Недомовного незадолго до этого сменил гитарист и певец Сергей Лобачев) и
вызвал разноречивые, хотя и прохладные в целом отклики; тем не менее, сразу
было видно, что группа, во-первых, тяготеет к мелодичной музыке (в то время
это был пост-панк не без влияния CLASH), а во-вторых, склонна к театрализации
своих выступлений.
Обескураженные произведенным
эффектом, они на два с лишним года скрылись с глаз публики на своей
репетиционной точке. За это время через их состав прошло, не оставив следа,
несколько певцов, барабанщиков и гитаристов. Следующий этап начался лишь в
мае 1986, когда «АУКЦИОН» в составе: Федоров, Озерский, Гаркуша (теперь уже в
качестве танцора и шоумена) и вернувшийся в строй Бондарик плюс саксофонист
из фри-джазовой «БИБЛИОТЕКИ» Николай Федорович и барабанщик
«ЭЛЕКТРОСТАНДАРТА» Игорь Черидник (p 28 февраля 1962) с триумфом выступил на
4-м фестивале рок-клуба, став одним из его главных открытий. Центральным
элементом сценического действия группы стало вокальное трио в составе
Федорова, Гаркуши и появившегося перед самым фестивалем и обладавшего
великолепными данными Сергея Рогожина.
Живая, энергичная, искусно
аранжированная музыка, бойкие тексты с налетом абсурда, впечатляющее шоу —
ничего подобного рок-клуб до тех пор не видел и не слышал. В качестве
приглашенного в «АУКЦИОНЕ» появился саксофонист из группы «ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ»
Николай Рубанов (p. 4 марта 1959, Мукачево, Украина), который годом позже
стал их постоянным участником. Федорович после фестиваля покинул и группу, и
музыку вообще.
Через год «АУКЦИОН» повторил успех на
5-м фестивале рок-клуба, где показал программу «Вернись в Сорренто» со
сценографией и костюмами известного питерского художника-концептуалиста
Кирилла «Киллера» Миллера, который сотрудничал с группой до начала 90-х
годов. Ритм-секцию группы на фестивале усилил джазовый (экс-«БИБЛИОТЕКА»,
«ДЖУНГЛИ») перкуссионист Павел Литвинов (p. 17 марта 1959), а на гитаре
недолго играл Игорь Скалдин из Донецка. В том же июне Рогожин ушел в
эстрадную поп-группу «ФОРУМ», оставив микрофон в полное распоряжение
Федорова. Летом «АУКЦИОН» впервые выбрался за пределы города и сыграл на 2-м
фестивале Свердловского рок-клуба. В октябре Скалдина сменил гитарист Дмитрий
Матковский (p. 2 февраля 1961) из «МАНУФАКТУРЫ», культовой питерской группы
начала 80-х годов.
В 1987—88 «АУКЦИОН» добился признания
в масштабах всей страны, выступая на фестивалях в Киеве, Вильнюсе
(«Литуаника-87»), Ленинграде (1988) и т. д., принял участие в культурной
программе Московского международного кинофестиваля. Весной 1988 группа
завершила дебютный альбом « Вернись в Сорренто», а в сентябре того же
года ушедшего в «ИГРЫ» Черидника сменил хард-роковый («РОК-ШТАТ», «ВРЕМЯ
ЛЮБИТЬ», «ПРОХОДНОЙ ДВОР») барабанщик Борис Шавейников (p. 22 марта 1962), по
предложению которого в название и была внесена поправка, после чего «АУКЦИОН»
стал «АУКЦЫОНОМ».
В следующем сезоне визуальный ряд
группы приобрел новое качество, когда в ее рядах появился одаренный танцор
Владимир Веселкин. «АУКЦЫОН» начал мало-помалу осваивать сцены Восточной и
Западной Европы и постепенно добился устойчивой популярности в Германии, где
с тех пор гастролирует по два-три раза в году. В общей сложности на
протяжении последних восьми лет группа дала несколько сотен концертов во
Франции, Германии, Дании, Швейцарии, Италии и т. д. Осенью 1989 ленинградская
«Мелодия» записала, а на следующий год издала « В Багдаде все спокойно»,
тогда как во Франции вышел их предыдущий диск « Так я стал предателем»
(1989), изданный Volya Production.
Летом 1990 «АУКЦЫОН» принял участие в
грандиозной экологической акции «Рок Чистой Воды», с участниками которой
проехал по Волге, давая концерты в прибрежных городах.
В начале 90-х годов свет увидели
альбомы « Дупло» (1990) и « Бодун» (1991), на которых стиль
группы продолжал претерпевать плавные, но вполне заметные изменения. Песням
Федорова, написанным, как правило, на стихи Озерского или Гаркуши, присущ
характерный мелодический язык, в котором джазовые и этнические интонации соседствуют
с хитовой прямолинейностью ключевых фраз, а ритмические формулы позволяют
интересно распеть, казалось бы, самые неудобные для вокала фразы. Наиболее
ярко это заметно в альбоме « Птица» (1994), полном хитов и ставшем
самой успешной и в художественном, и в коммерческом отношении работой группы
на сегодняшний день. Он был издан под зарегистрированной маркой «Дядюшка
Рекордс».
Кроме перечисленных выше, дискография
«АУКЦЫОНА» включает два совместных альбома с живущим ныне в Париже
художником, поэтом и бардом Алексеем Хвостенко (известным по песне Под небом голубым): « Чайник
вина» (1992) и « Жилец вершин» (SNC, 1995) — первый с песнями
самого Хвостенко, второй на стихи поэта и великого реформатора языка Велимира
Хлебникова.
В мае 1992 «АУКЦЫОН» покинул Веселкин,
который начал относительно успешную соло-карьеру (его альбом « Невозможная
любовь» в 1991 издали FeeLee), а в ноябре 1995 свой последний концерт с
группой сыграл Матковский. Тогда же в состав группы был приглашен тубист
Максим Коловский (p. 17 августа 1972) из трио «Z».
На протяжение своей биографии
«АУКЦЫОН» снялся в художественном фильме «Взломщик» (1986) и ряде
документальных фильмов: «Half-Official» (Германия, 1987), «Рок» (1987) и
«Давай рок-н-ролл!» (Германия, 1988), однако основным киногероем «АУКЦЫОНА»
стал Олег Гаркуша, который сыграл роли в фильмах «Презумпция невиновности»
(1988) и «Хрусталев, машину!» (1996). Помимо того, он является автором двух
поэтических сборников, книги воспоминаний и регулярно выступает с чтением
своих стихов.
Разносторонние музыканты, участники
«АУКЦЫОНА» охотно принимают участие в чужих записях и всевозможных проектах:
Рубанов и Литвинов, в частности, вместе работали в «ДЖУНГЛЯХ», первый из них,
помимо этого, играл в «ПЧЕЛАХ И ГЕЛИКОПТЕРЕ», ансамбле «Z», «ПРЕОБРАЖЕНИИ» и
«СОЮЗЕ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА», а второй в «АДДИС-АБЕБЕ», «MARKSCHEIDER
KUNST» и «УЛИЦАХ»; Федоров выступал и и записывался с нижегородским бардом
Алексеем «Полковником» Хрыновым и его «ОДНОПОЛЧАНАМИ»; Шавейников играл с
Юрием Наумовым, «ВРЕМЕНЕМ ЛЮБИТЬ» и «ПРЕОБРАЖЕНИЕМ», Матковский записал серию
альбомов своих минималистских экспериментов под вывеской «ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ
ИХ».
В 1996 SNC, которая дистрибутирует
продукцию фирмы «Дядюшка Рекордс», выпустила сборник лучших песен группы; в
1997 Manchester Files в Питере издала на кассетах полную коллекцию записей
«АУКЦЫОНА», включая записанный осенью 1986 в Пулковской обсерватории
концертник «Д'Обсервер», включающий ряд их ранее не издававшихся песен.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Д'Обсервер (1986; Manchester, 1996)
Вернись в Сорренто (1988; Manchester,
1997)
Так я стал предателем (1988; Volya,
LP, CD, 1989)
В Багдаде все спокойно (1989;
Мелодия, LP, 1990; SNC Records, 1997)
Дупло/Жопа (Erio, LP, 1990; SNC
Records, CD, 1995)
Бодун (SNC Records, LP, 1991; CD,
1995)
Вова ВЕСЕЛКИН: Невозможная любовь
(FeeLee Records, LP, 1991)
ХВОСТ и АУКЦЫОН: Чайник вина (LP,
1992; SNC Records, CD, 1995)
Чайник вина (BSA Records, 1992; SNC
Records, 1995)
Птица (ТАУ Продукт, 1993; Дядюшка,
макси-сингл, CD, 1994)
Жилец вершин (SNC Records, CD, 1995)
Аукцыон (SNC Records, CD, 1996)
Жопа (SNC Records/ BSA Records, 1996)
Герасимов. Хвост и Аукцыон (CD, 1997)
Зимы не будет 2000
|