Башлачев
Александр «Череповец, Ленинград
Родился в
1960 г. в городе Череповце. Закончил факультет журналистики Уральского государственного
университета. Год проработал в областной газете. Человек, сумевший выразить
дух и смысл рока в нашей стране, оказался причастен к нему по непостижимой
логике судьбы. Поэт от бога, он должен был рано или поздно занять место в
литературе, но сделал решительный шаг в другой мир и из обеспеченного
журналиста превратился в бродячего музыканта. Он органично вошел в
рок-культуру, ни в чем себе не изменяя, — с акустической гитарой пел сначала
по квартирам и подвалам, а позже, когда «стало можно» — на Ленинградском,
Черноголовском, Свердловском фестивалях. До самого последнего времени не
соглашался записываться в «электрическом» варианте.
За считанные
годы создал около шестидесяти песен, хотя некоторые из них песнями не
назовешь — каждая из больших вещей Башлачеаа («Занюша», «Егор Николаевич»)
содержит в себе целый мир, как эпические поэмы древности. Ранние песни были
написаны под непосредственным влиянием В. Высоцкого, А. Галича, М. Науменко
(«Зоопарк»). Однако к 1984 году (время переезда в Ленинград и вступления в
рок-клуб) он был уже абсолютно самостоятельным, ни на кого не похожим поющим
поэтом.
В балладах
Башлачева нет открытой публицистичности. В их поэтическом зеркале
гримасничает мир, где слова лживы, а ситуации играют нами в перевертыши. Поэт
говорит: «Вы думаете, что вы хорошие, но это оттого, что давно не смотрели в
зеркало. Я ставлю его перед вами — смотрите! Покаяние приведет вас к очищению
и правде».
Как истинный
поэт, Башлачев предвидел свою судьбу и пропел ее прежде, чем прожил. 17
февраля 1988 г. он покончил жизнь самоубийством.
Вышла пластинка,
записанная на «Мелодии». Появился сборник его стихов, изданный на выручку от
благотворительного концерта во Дворце спорта в Лужниках. В концерте
участвовали Андрей Макаревич, «Кино», «ДДТ», «Алиса», другие группы и
исполнители.
ДИСКОГРАФИЯ.
Пластинки: «Время колокольчиков» (ВФГ «Мелодия», 1989), «Третья столица»
(«Эрио», Москва, 1990).
БАШЛАЧЕВ
АЛЕКСАНДР (27 мая 1962, город Череповец Вологодской области —17 февраля 1988,
Ленинград), поэт и автор песен.
Он был одним из наиболее значительных
явлений, когда-либо возникавших на отечественном музыкально-поэтическом
небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдаленных
аллюзий, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и
сложных размеров стихи-песни, в которых архаика и современность, былинные
сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество
сосуществовали на равных.
В 1982 Александр Башлачев закончил
факультет журналистики Уральского государственного университета в
Свердловске, после чего вернулся в родной Череповец и работал в местных
молодежных газетах. В этот период он близко сошелся с местным
рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле и даже писал
тексты для главной череповецкой группы «РОК-СЕНТЯБРЬ». Примерно в 1983 он,
неожиданно для многих (а, возможно, и для себя) начал писать стихи, сразу же
поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 состоялась его встреча с опальным
в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, который
поддержал и воодушевил его. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец и
весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и
новыми песнями. В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в
Ленинграде, когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на
неофициальном концерте в зале медицинского училища. (Запись этого концерта в
1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием « Кочегарка».)
На следующий год он окончательно выбрал Ленинград местом жительства. Там он
вступил в местный рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала «Рокси»,
работал в знаменитой котельной «Камчатка» и выступил на 5-м Ленинградском
рок-фестивале в июне 1987 — фрагменты его выступления были отсняты для фильма
Алексея Учителя «Рок».
Тем же летом Башлачев появился на
фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом
Петра Солдатенкова «Барды проходных дворов» (в прокате — «Игра с
неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался
сниматься, а в октябре выступил на семинаре рок-клубов в Свердловске. К
сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева
(СашБаша, как звали его все друзья) для пластинки на ленинградской «Мелодии»
(на второй стороне должен был звучать Юрий Наумов) так и не увенчалась
успехом.
В последний год своей жизни он явно
испытывал внутренний кризис, причины которого не до конца открылись и
сегодня, хотя, возможно, взойдя на свой поэтический Олимп, он оказался там в
психологической изоляции, испытывая дефицит адекватного понимания.
В начале 1988 в настроении СашБаша,
казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (один из них,
в ДК МЭИ 9 января 1988, даже был заснят на видео) и, с восторгом принятый
большой аудиторией, планировал новые концерты. Однако 17 февраля, уже по
возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из
окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято
не под влиянием момента, а стало результатом долгого и мучительного выбора.
Позднее в том же году родился его сын Егор.
За короткий промежуток времени
Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому
запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений,
повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко,
поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия,
Башлачев создал свой собственный художественный мир.
Его влияние заметно во многих песнях
К. Кинчева («АЛИСА»), В. Цоя («КИНО»), Д. Ревякина («КАЛИНОВ МОСТ»), С.
Задерия («НАТЕ!») и многих других. В ноябре 1988 во Дворце спорта в Лужниках
прошел грандиозный концерт его памяти, участие в котором приняли практически
все звезды отечественного рока — все вместе, пожалуй, в последний раз.
Московский критик Илья Смирнов, один из организаторов этого концерта, очень
точно определил этот период романтического единства на отечественной сцене
башлачевским выражением «время колокольчиков».
В 1991 питерское издательство «Новый
Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов А.
Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок,
кассет и компакт-дисков с записями Башлачева (нередко это концертные записи
далеко не всегда адекватного качества).
Андрей
Бурлака
Дискография:
Время колокольчиков (Мелодия, LP, 1989)
Третья столица (ЭРИО, LP, 1990, 1996;
Manchester, MC, 1995)
Таганский концерт (FeeLee Records,
1992)
Лихо (FeeLee Records, 1994)
Том VII (Отделение Выход, 1994)
Вечный пост (Gеneral Records, 1994)
Том VII (ТАУ Продукт, 1994)
Юрий Шевчук и Александр Башлачев.
Кочегарка (Manchester, CD, 1995, 1997)
|