ДДТ •Уфа,
Ленинград»
Основана в 1981
году в г. Уфе. В исходном составе:
Юрий Шевчук (вокал, гитара), Владимир Сигачев
(клавишные), Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Рустам Каримов
(ударные). Шевчук, в то время студент пятого курса Уфимского университета,
имел известность как бард и победитель нескольких фестивалей авторской песни,
выступал перед студенческой аудиторией.
В 1982 г.
«Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой
камертон». Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии».
«ДДТ» подготовила демоленту с тремя антивоенными композициями:
«Инопланетяне», «Черное солнце», «Не стреляй!» и отправила в адрес жюри.
К тому времени у
группы накопилось уже достаточно материала. В том же, 1982 году она выпускает
свой дебютный магнитоальбом «Свинья на радуге». В музыкальном плане это была
скорее экспериментальная работа, и хотя хард-роковые тенденции чувствуются
достаточно ясно, окончательный выбор стиля еще не сделан и на альбоме есть и
рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и даже — баллада. Тексты в большинстве своем
еще не имеют привычной сегодня социальной направленности, не считая, разве
что титульного номера, направленного против взяточников и карьеристов.
Меж тем «ДДТ»
успешно проходит все туры «Золотого камертона» и попадает в число финалистов.
Ее приглашают в столичный комплекс «Орленок» на заключительный концерт.
Вместе с «ДДТ» в
этом концерте участвует череповецкая группа «Рок-сентябрь». С тремя
музыкантами этой группы: гитаристом Вячеславом Кобриным, ударником Евгением
Белозеровым и басистом Андреем Масленниковым Сигачев и Шевчук записывают
третий магнитоальбом
— «Монолог в Сайгоне». Собственно, сам
Шевчук никогда не придумывал названия своим альбомам (исключение — совместный
проект с Сергеем Рыженко «Москва. Жара»), а просто давал им номера: «ДДТ-1»,
«ДДТ-2» и так далее. «ДДТ-3» или «Монолог в Сайгоне» окончательно определил
музыкальную направленность группы — здесь сказалась личная приязнь
клавишника Сигачева к наследию «Дип Перпл». Хриплый, экспрессивный вокал
Шевчука как нельзя лучше дополнял хард-роковые структуры, написанные
Сигачевым и Кобриным. Сигачев, в частности,автор музыки двух наиболее ударных
номеров альбома - «Три черные кошки» и «Демон». Запись получила огромный
резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах
любителей русского рока, то теперь «ДДТ» стала явлением поистине
национального масштаба. Вскоре после записи, проходившей в Череповце, Сигачев
с Шевчуком возвращаются в Уфу, а «Рок-сентябрь» продолжает самостоятельную
карьеру.
На некоторое
время Сигачев отходит от группы и Шевчук собирает новый состав «ДДТ»,
включивший басиста первого состава Родина, ударника Сергея Рудого, гитариста
Рустама Резванова и клавишника Владислава Стор-чилло. Результатом
деятельности этого коллектива стал альбом «Периферия», записанный в апреле
1984 года. «Периферия» стала закономерным продолжением «Монолога в Сайгоне»,
социальная направленность песен усилилась. Именно в этом альбоме прозвучала
замечательная композиция «Я получил эту роль», ставшая одним из символов
рок-движения начала 80-х. В мае группу приглашают в Москву, где она
принимает участие в трехдневном фестивале «Рок за мир».
Вскоре в Уфе
начинаются гонения на группу и она перестает существовать. Возрождение «ДДТ»
становится задачей Шевчука и вернувшегося Сигачева. Вместе они работают над
новой программой. В ноябре 1985 г. им подвертывается свободная студия.
Времени на запись всего три дня, и собрать полный состав не удается. Срочно
приглашается из Уфы басист Нияз Абдюшев, вместо «живых» ударных решено
использовать «драм-машину». Партии гитары исполняет сам Шевчук. Кроме того, в
записи участвуют два музыканта, играющие на не совсем традиционных для
хард-рока инструментах: скрипач Сергей Рыженко и известный джазовый
саксофонист Сергей Летов. В результате этой спешной работы появляется альбом
«Время», включивший такие популярные номера, как «Мальчики-мажоры»,
«Новостройки» и «Поэт». В то же время преследования в Уфе ужесточаются.
Шевчук решает переехать в Ленинград. Сигачев едет в Москву и там собирает
новую группу «Небо и земля». Так пути их снова расходятся. В ленинградский
состав «ДДТ» входят:
гитарист Никита Зайцев
(экс-«Санкт"Петербург»), басист Вадим Курылев, гитарист Андрей Васильев
и ударник Игорь Доценко. Вскоре к ним примыкают клавишник Андрей Муратов (экс-«3оопарк»)
и знаменитый саксофонист Михаил Чернов, в разное время сотрудничавший с
«Аквариумом», «Популярной механикой» и всевозможными джаз-оркестрами.
«ДДТ»
отрабатывает новую программу и показывает ее на очередном фестивале
ленинградского рок-клуба в июне 1987 г. Группа выступает предпоследней (перед
«Аквариумом»), и на ее концерт в тысячный зал набивается более трех тысяч
зрителей, что становится лучшим признанием обновленного «ДДТ». Тем же летом
записывается очередной альбом, получивший название «Оттепель». В 1988 г. с
новыми музыкантами и, естественно, в новой версии Шевчук записывает
пластинку с популярными номерами «ДДТ»: «Мальчики-мажоры», «Конвейер», «Церковь»
и другими. Под названием «Я получил эту роль» она появляется на Мелодии в
сентябре 1989 г.
В 1989 г. группа
много гастролировала. Вместе с «Алисой» выступала на Рок-фестивале в
Венгрии, а в 1990 г. дала несколько концертов в США и Японии.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «ДДТ» (1981), «Свинья на радуге» (1982), «Монолог в
Сайгоне» (1983), «Провинция» (1984), «Время» (1985), «Москва. Жара» (1985),
«Оттепель» (1987). Пластинки: «Я получил эту роль» (1989).
Участие в кино: «Рок» (режиссер А. Учитель), «Игра с
неизвестным» (режиссер Е. Головня), «Я получил эту роль» (режиссер М.
Мельниченко), «Духов день» (режиссер С. Сельянов).
,
«ДДТ», рок-группа (Уфа, Ленинград,
Санкт-Петербург).
История «ДДТ» началась зимой 1980 в Уфе,
когда Юрий Шевчук, дипломированный художник двадцати трех лет,
гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в соседний Дом культуры
«Авангард», где по воскресеньям собиралась компания музыкантов, игравших в
свое удовольствие каверы западных рок-стандартов. Поэтические откровения
Шевчука оказались созвучны музыкальному строю группы, и они объединились,
взяв короткое и ядовитое название «ДДТ».
Юрий Шевчук (p. 15 мая 1957, поселок
Ягодное Магаданской области) еще ребенком попал в Уфу, куда перевели с Севера
его отца-военного. Музыкой он заинтересовался в детстве, учился играть на
баяне, но поступил на художественно-графическое отделение местного
педагогического института, по окончании которого несколько лет преподавал в
сельских школах. До «ДДТ» он успел получить приз на конкурсе авторской песни,
где выступал с акустическим ансамблем, недолго играл в группе «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
Нияза Абдюшева, однако собирался стать художником, а не музыкантом. Случайный
визит в Дом культуры оказался для его судьбы переломным.
Костяк уфимской версии «ДДТ»
составили Юрий Шевчук (гитара, вокал), Рустем Асанбаев (p. 22 сентября 1954,
Уфа; гитара), Геннадий Родин (бас) и Владимир Сигачев (клавишные, вокал).
Место за барабанами последовательно занимали Ринат Шамсутдинов, Борис
Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из
местных клубов и произвел сенсацию — «ДДТ» оказалась первой в городе группой,
публично спевшей собственные песни, опиравшиеся на сильный и самоценный
поэтический материал Шевчука. Две любительские записи, сделанные группой в
этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома « Свинья на радуге» (1982).
Той же весной «ДДТ», откликнувшись на
приглашение «Комсомольской правды», приняла участие в конкурсе «Золотой
камертон» и неожиданно для себя стала его лауреатом. Однако на судьбе группы
это не отразилось — идти на эстраду и петь песни советских композиторов «ДДТ»
не собиралась, а ничего другого устроители конкурса предложить не могли.
Предложение поступило совсем с другой
стороны — от группы из Череповца «РОК-СЕНТЯБРЬ», которая тоже участвовала в
конкурсе. Она имела уникальное по тем временам техническое оснащение и
пригласила Шевчука и компанию сделать совместный проект.
В начале 1983 Шевчук и Сигачев
отправились в Череповец, где убедились, что в планы «РОК-СЕНТЯБРЯ» входило
написание идеологически проходимого альбома с целью дальнейшего продвижения
на профессиональной сцене, а не серьезное творчество. Результатом трудного
компромисса между «СЕНТЯБРЕМ» и «ДДТ» стал альбом « Компромисс» (1983), записанный Шевчуком и Сигачевым при
участии трех участников «СЕНТЯБРЯ» в качестве сессионных музыкантов.
В мае 1983 группа с успехом выступила
на стадионе «Лужники» в программе трехдневного фестиваля «Рок за мир», однако
ее выступление не было включено в посвященную событию телепрограмму. Ровно
через год, в мае 1984, в Уфе был записан третий альбом «ДДТ» « Периферия». В его записи
участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов (гитара), Владислав Синчилло
(клавишные) и Сергей Рудой (барабаны). Острая социальная направленность
альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же
сделали его событием, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники
«ДДТ» — и прежде всего сам Шевчук — подверглись жестким репрессиям со стороны
местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как
«агента Ватикана!» Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск,
где (под названием «ГЛОБУС») играл с участниками группы «УРФИН ДЖЮС». В 1985
он перебрался в Москву, а в марте того же года дал первый (еще подпольный)
концерт в Ленинграде.
Лишенный возможности нормально
работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло
или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. в 1956, в
Севастополе). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по
стране как альбом « Москва. Жара»
(1985). Те же двое плюс вернувшийся в строй Сигачев, знаменитый фри-джазовый
саксофонист Сергей Летов, а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p. 24
ноября 1954; бас) и Сергей Рудой (барабаны) — в ноябре 1985 записали альбом
« Время».
В конце 1985 Шевчук окончательно
переселился в Питер, где весь следующий год обживался и присматривал себе
новых музыкантов. В канун 1987 сложился костяк современной версии «ДДТ»:
Шевчук, Андрей Васильев (p. 22 декабря 1959, Ленинград; гитара), Вадим
Курылев (p. 30 мая 1964, Ленинград; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p.
16 июля 1953, Изяслав Хмельницкой области; барабаны). За исключением Доценко,
который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с
вокально-инструментальным ансамблем «СИНЯЯ ПТИЦА», никто из них опыта
серьезных выступлений не имел. Новый состав «ДДТ» дебютировал 23 января 1987
в Ленинградском рок-клубе на мемориале легенды питерского рока группы
«РОССИЯНЕ» (которая по духу была во многом близка к «ДДТ») и был встречен с
воодушевлением и восторгом. В апреле того же года к ним присоединился
гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местной рок-сцены и ветеран еще одной
легендарной группы «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
Весной 1987 «ДДТ» представила свою
программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным
открытием. В том же году они играли на видеофестивале «Рок-87» (запись с
него, под названием « Шушары»,
еще ожидает своего выхода в серии архивных переизданий), на всесоюзных
рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где
состав группы усилили клавишник «ЗООПАРКА» Андрей Муратов и гармошечник
Александр Бровко (p. 29 июля 1956, Ленинград).
Летом 1988 «ДДТ» повторила успех на
6-м фестивале рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от
Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен « Я получил эту роль» (1989) для
лениградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в
группу пришел знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов, который
играл всюду — от биг-бэндов до «ПОП-МЕХАНИКИ» Сергея Курехина и рок-групп
«АКВАРИУМ» и «АЛИСА».
Если конец 80-х годов «ДДТ» провела в
непрерывных гастролях по стране, несколько раз выезжала за границу (США,
Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания) и
изредка записывалась, то начало следующего десятилетия она встретила в
студии. С выходом альбома « Оттепель»
(1991) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число
концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим
сюжетом и режиссурой представления-спектакли («Черный пес Петербург» в 1992,
«Это все» в 1994, «От и До» в 1995). «ДДТ» подтверждала свой статус регулярно
выходящими альбомами: « Пластун»
(1992), « Актриса Весна»
(1992), « Черный пес Петербург»
(1994), « Это все» (1994),
« Любовь» (1996). Одной из
первых в стране «ДДТ» решила взять в свои руки издание музыкальной продукции
группы, создав свою студию «DDT Records», собственную дистрибуторскую сеть и
рекламное агентство. В 1996 «DDT Records» начала выпускать не только
продукцию «ДДТ» и ее участников, но и записи молодых или недостаточно
известных питерских и иногородних групп («ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА», «СПОРТ»,
«КОРОЛЬ И ШУТ», «РАЗНЫЕ ЛЮДИ»).
27 мая 1993, в день рождения Петербурга,
«ДДТ» дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало
120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном
фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена
престижной музыкальной премии «Овация» (отечественный аналог «Grammy») как
лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В январе 1995 Шевчук и Бровко
отправились с миротворческой миссией в район боевых действий в Чечню, где
дали около пятидесяти концертов для российских воинов. В октябре 1996, в
рамках своего турне «От и До», «ДДТ» уже всем составом прибыла в Грозный и
выступила с открытым концертом, на котором присутствовали представители обеих
противоборствующих сторон.
25 июня 1995 состоялся грандиозный
(и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт
«ДДТ» на стадионе «Петровский»; годом позже на той же площадке группа провела
Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь
и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в
июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта «Юбилейный».
В составе «ДДТ» за это время
произошел ряд изменений: ее покинули Зайцев и Муратов, который активно
занялся звукорежиссурой и продюсированием, а в 1996 эмигрировал в Германию. В
сезоне 1994—95 в группе вновь — на этот раз как клавишник — появился Сергей
Рыженко, некоторое время с ней играли гитаристы Александр Ляпин
(экс-«АКВАРИУМ») и Артур Овсепян. В 1995 Рыженко сменил Дмитрий Галицкий,
коллега Доценко времен «СИНЕЙ ПТИЦЫ». Летом 1996 его место, в свою очередь,
занял Константин «Кот» Шумайлов (p. 20 сентября 1967, Одесса) из «КОШКИНОГО
ДОМА» и «ТЕЛЕВИЗОРА».
Если на первых порах музыка «ДДТ»
тяготела к традициям 70-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со
временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным и включал
элементы «новой волны», джаза, а позднее в нем усилились интонации
традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 90-х годов демонстрируют
массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность «ДДТ» на
российской рок-сцене.
В разное время «ДДТ» снялась в
документальных лентах «Я получил эту роль» (реж. А. Мельниченко, 1983), «Рок»
(реж. А. Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков), а сам
Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте С. Сельянова «Духов День»
(1991).
Андрей
Бурлака
Дискография:
Свинья на радуге (1982)
Компромисс (1983)
Периферия (1984; Эрио, LP, 1990; DDT
Records, CD, MC, 1995)
Время (1985; DDT Records, MC, 1995)
Юрий Шевчук, Сергей Рыженко. Москва.
Жара (1985)
Юрий Шевчук, Александр Башлачев.
Кочегарка (1985; Manchester, MC, 1995)
Шушары (1987)
Я получил эту роль (1989; Мелодия,
LP, 1990; DDT Records, CD 1993, 1994)
Вадим Курылев. Никто (1991; LP)
Оттепель (1991; SNC Records, CD,
1993, 1995)
Пластун (1992; DDT Records, CD, 1995,
1996)
Актриса весна (1992; DDT Records,
1992, 1993)
Черный пес Петербург (1992; DDT
Records, 2 CD, 1994)
Это все (1994; DDT Records, CD, 1995)
Любовь (DDT Records, CD, 1996)
Булавка для бабочки (1996; CD, 1997)
Михаил Чернов. Дядя Миша In Rock (DDT
Records, CD, 1996)
Рожденный В СССР (1997)
Мир номер ноль (1998)
Просвистела (1999)
Метель Августа (2000)
|