<<< обратно

 

ДДТ •Уфа, Ленинград»

Основана в 1981 году в г. Уфе. В исходном составе:

Юрий Шевчук (вокал, гитара), Владимир Сигачев (клавиш­ные), Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Рустам Каримов (ударные). Шевчук, в то время студент пятого курса Уфимского университета, имел известность как бард и победитель нескольких фестивалей авторской песни, выступал перед студенческой аудиторией.

В 1982 г. «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон». Победите­лям была обещана запись дебютного сингла на «Мело­дии». «ДДТ» подготовила демоленту с тремя антивоен­ными композициями: «Инопланетяне», «Черное солнце», «Не стреляй!» и отправила в адрес жюри.

К тому времени у группы накопилось уже достаточно материала. В том же, 1982 году она выпускает свой дебютный магнитоальбом «Свинья на радуге». В музы­кальном плане это была скорее экспериментальная рабо­та, и хотя хард-роковые тенденции чувствуются доста­точно ясно, окончательный выбор стиля еще не сделан и на альбоме есть и рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и даже — баллада. Тексты в большинстве своем еще не имеют при­вычной сегодня социальной направленности, не считая, разве что титульного номера, направленного против взя­точников и карьеристов.

Меж тем «ДДТ» успешно проходит все туры «Золотого камертона» и попадает в число финалистов. Ее пригла­шают в столичный комплекс «Орленок» на заключитель­ный концерт.

Вместе с «ДДТ» в этом концерте участвует череповец­кая группа «Рок-сентябрь». С тремя музыкантами этой группы: гитаристом Вячеславом Кобриным, ударником Евгением Белозеровым и басистом Андреем Масленнико­вым Сигачев и Шевчук записывают третий магнитоальбом

— «Монолог в Сайгоне». Собственно, сам Шевчук никогда не придумывал названия своим альбомам (исключение — совместный проект с Сергеем Рыженко «Москва. Жара»), а просто давал им номера: «ДДТ-1», «ДДТ-2» и так далее. «ДДТ-3» или «Монолог в Сайгоне» окончательно опреде­лил музыкальную направленность группы — здесь сказа­лась личная приязнь клавишника Сигачева к наследию «Дип Перпл». Хриплый, экспрессивный вокал Шевчука как нельзя лучше дополнял хард-роковые структуры, написанные Сигачевым и Кобриным. Сигачев, в частности,автор музыки двух наиболее ударных номеров альбома - «Три черные кошки» и «Демон». Запись получила огромный резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах любителей русского рока, то теперь «ДДТ» стала явлением поистине национального масштаба. Вскоре после записи, проходившей в Череповце, Сигачев с Шевчуком возвращаются в Уфу, а «Рок-сентябрь» продолжает самостоятельную карьеру.

На некоторое время Сигачев отходит от группы и Шев­чук собирает новый состав «ДДТ», включивший басиста первого состава Родина, ударника Сергея Рудого, гитари­ста Рустама Резванова и клавишника Владислава Стор-чилло. Результатом деятельности этого коллектива стал альбом «Периферия», записанный в апреле 1984 года. «Периферия» стала закономерным продолжением «Моно­лога в Сайгоне», социальная направленность песен усили­лась. Именно в этом альбоме прозвучала замечательная композиция «Я получил эту роль», ставшая одним из сим­волов рок-движения начала 80-х. В мае группу пригла­шают в Москву, где она принимает участие в трехдневном фестивале «Рок за мир».

Вскоре в Уфе начинаются гонения на группу и она пере­стает существовать. Возрождение «ДДТ» становится задачей Шевчука и вернувшегося Сигачева. Вместе они работают над новой программой. В ноябре 1985 г. им подвертывается свободная студия. Времени на запись всего три дня, и собрать полный состав не удается. Срочно приглашается из Уфы басист Нияз Абдюшев, вме­сто «живых» ударных решено использовать «драм-машину». Партии гитары исполняет сам Шевчук. Кроме того, в записи участвуют два музыканта, играющие на не совсем традиционных для хард-рока инструментах: скрипач Сер­гей Рыженко и известный джазовый саксофонист Сергей Летов. В результате этой спешной работы появляется аль­бом «Время», включивший такие популярные номера, как «Мальчики-мажоры», «Новостройки» и «Поэт». В то же время преследования в Уфе ужесточаются. Шевчук решает переехать в Ленинград. Сигачев едет в Москву и там собирает новую группу «Небо и земля». Так пути их снова расходятся. В ленинградский состав «ДДТ» входят:

гитарист Никита Зайцев (экс-«Санкт"Петербург»), басист Вадим Курылев, гитарист Андрей Васильев и ударник Игорь Доценко. Вскоре к ним примыкают клавишник Анд­рей Муратов (экс-«3оопарк») и знаменитый саксофонист Михаил Чернов, в разное время сотрудничавший с «Аквариумом», «Популярной механикой» и всевозможными джаз-оркестрами.

«ДДТ» отрабатывает новую программу и показывает ее на очередном фестивале ленинградского рок-клуба в июне 1987 г. Группа выступает предпоследней (перед «Ак­вариумом»), и на ее концерт в тысячный зал набивается более трех тысяч зрителей, что становится лучшим приз­нанием обновленного «ДДТ». Тем же летом записывается очередной альбом, получивший название «Оттепель». В 1988 г. с новыми музыкантами и, естественно, в новой вер­сии Шевчук записывает пластинку с популярными номе­рами «ДДТ»: «Мальчики-мажоры», «Конвейер», «Цер­ковь» и другими. Под названием «Я получил эту роль» она появляется на Мелодии в сентябре 1989 г.

В 1989 г. группа много гастролировала. Вместе с «Али­сой» выступала на Рок-фестивале в Венгрии, а в 1990 г. дала несколько концертов в США и Японии.

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «ДДТ» (1981), «Свинья на радуге» (1982), «Монолог в Сайгоне» (1983), «Провинция» (1984), «Время» (1985), «Москва. Жара» (1985), «Оттепель» (1987). Пластинки: «Я получил эту роль» (1989).

Участие в кино: «Рок» (режиссер А. Учитель), «Игра с неизвестным» (режиссер Е. Головня), «Я получил эту роль» (режиссер М. Мельниченко), «Духов день» (режиссер С. Сельянов).

,
«ДДТ», рок-группа (Уфа, Ленинград, Санкт-Петербург).

История «ДДТ» началась зимой 1980 в Уфе, когда Юрий Шевчук, дипломированный художник двадцати трех лет, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в соседний Дом культуры «Авангард», где по воскресеньям собиралась компания музыкантов, игравших в свое удовольствие каверы западных рок-стандартов. Поэтические откровения Шевчука оказались созвучны музыкальному строю группы, и они объединились, взяв короткое и ядовитое название «ДДТ».
Юрий Шевчук (p. 15 мая 1957, поселок Ягодное Магаданской области) еще ребенком попал в Уфу, куда перевели с Севера его отца-военного. Музыкой он заинтересовался в детстве, учился играть на баяне, но поступил на художественно-графическое отделение местного педагогического института, по окончании которого несколько лет преподавал в сельских школах. До «ДДТ» он успел получить приз на конкурсе авторской песни, где выступал с акустическим ансамблем, недолго играл в группе «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР» Нияза Абдюшева, однако собирался стать художником, а не музыкантом. Случайный визит в Дом культуры оказался для его судьбы переломным.
Костяк уфимской версии «ДДТ» составили Юрий Шевчук (гитара, вокал), Рустем Асанбаев (p. 22 сентября 1954, Уфа; гитара), Геннадий Родин (бас) и Владимир Сигачев (клавишные, вокал). Место за барабанами последовательно занимали Ринат Шамсутдинов, Борис Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из местных клубов и произвел сенсацию — «ДДТ» оказалась первой в городе группой, публично спевшей собственные песни, опиравшиеся на сильный и самоценный поэтический материал Шевчука. Две любительские записи, сделанные группой в этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома «  Свинья на радуге» (1982).
Той же весной «ДДТ», откликнувшись на приглашение «Комсомольской правды», приняла участие в конкурсе «Золотой камертон» и неожиданно для себя стала его лауреатом. Однако на судьбе группы это не отразилось — идти на эстраду и петь песни советских композиторов «ДДТ» не собиралась, а ничего другого устроители конкурса предложить не могли.
Предложение поступило совсем с другой стороны — от группы из Череповца «РОК-СЕНТЯБРЬ», которая тоже участвовала в конкурсе. Она имела уникальное по тем временам техническое оснащение и пригласила Шевчука и компанию сделать совместный проект.
В начале 1983 Шевчук и Сигачев отправились в Череповец, где убедились, что в планы «РОК-СЕНТЯБРЯ» входило написание идеологически проходимого альбома с целью дальнейшего продвижения на профессиональной сцене, а не серьезное творчество. Результатом трудного компромисса между «СЕНТЯБРЕМ» и «ДДТ» стал альбом «  Компромисс» (1983), записанный Шевчуком и Сигачевым при участии трех участников «СЕНТЯБРЯ» в качестве сессионных музыкантов.
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе «Лужники» в программе трехдневного фестиваля «Рок за мир», однако ее выступление не было включено в посвященную событию телепрограмму. Ровно через год, в мае 1984, в Уфе был записан третий альбом «ДДТ» «  Периферия». В его записи участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов (гитара), Владислав Синчилло (клавишные) и Сергей Рудой (барабаны). Острая социальная направленность альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же сделали его событием, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники «ДДТ» — и прежде всего сам Шевчук — подверглись жестким репрессиям со стороны местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как «агента Ватикана!» Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск, где (под названием «ГЛОБУС») играл с участниками группы «УРФИН ДЖЮС». В 1985 он перебрался в Москву, а в марте того же года дал первый (еще подпольный) концерт в Ленинграде.
Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. в 1956, в Севастополе). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом «  Москва. Жара» (1985). Те же двое плюс вернувшийся в строй Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p. 24 ноября 1954; бас) и Сергей Рудой (барабаны) — в ноябре 1985 записали альбом «  Время».
В конце 1985 Шевчук окончательно переселился в Питер, где весь следующий год обживался и присматривал себе новых музыкантов. В канун 1987 сложился костяк современной версии «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (p. 22 декабря 1959, Ленинград; гитара), Вадим Курылев (p. 30 мая 1964, Ленинград; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p. 16 июля 1953, Изяслав Хмельницкой области; барабаны). За исключением Доценко, который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с вокально-инструментальным ансамблем «СИНЯЯ ПТИЦА», никто из них опыта серьезных выступлений не имел. Новый состав «ДДТ» дебютировал 23 января 1987 в Ленинградском рок-клубе на мемориале легенды питерского рока группы «РОССИЯНЕ» (которая по духу была во многом близка к «ДДТ») и был встречен с воодушевлением и восторгом. В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местной рок-сцены и ветеран еще одной легендарной группы «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
Весной 1987 «ДДТ» представила свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным открытием. В том же году они играли на видеофестивале «Рок-87» (запись с него, под названием «  Шушары», еще ожидает своего выхода в серии архивных переизданий), на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где состав группы усилили клавишник «ЗООПАРКА» Андрей Муратов и гармошечник Александр Бровко (p. 29 июля 1956, Ленинград).
Летом 1988 «ДДТ» повторила успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен «  Я получил эту роль» (1989) для лениградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу пришел знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов, который играл всюду — от биг-бэндов до «ПОП-МЕХАНИКИ» Сергея Курехина и рок-групп «АКВАРИУМ» и «АЛИСА».
Если конец 80-х годов «ДДТ» провела в непрерывных гастролях по стране, несколько раз выезжала за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания) и изредка записывалась, то начало следующего десятилетия она встретила в студии. С выходом альбома «  Оттепель» (1991) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим сюжетом и режиссурой представления-спектакли («Черный пес Петербург» в 1992, «Это все» в 1994, «От и До» в 1995). «ДДТ» подтверждала свой статус регулярно выходящими альбомами: «  Пластун» (1992), «  Актриса Весна» (1992), «  Черный пес Петербург» (1994), «  Это все» (1994), «  Любовь» (1996). Одной из первых в стране «ДДТ» решила взять в свои руки издание музыкальной продукции группы, создав свою студию «DDT Records», собственную дистрибуторскую сеть и рекламное агентство. В 1996 «DDT Records» начала выпускать не только продукцию «ДДТ» и ее участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских и иногородних групп («ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА», «СПОРТ», «КОРОЛЬ И ШУТ», «РАЗНЫЕ ЛЮДИ»).
27 мая 1993, в день рождения Петербурга, «ДДТ» дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» (отечественный аналог «Grammy») как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В январе 1995 Шевчук и Бровко отправились с миротворческой миссией в район боевых действий в Чечню, где дали около пятидесяти концертов для российских воинов. В октябре 1996, в рамках своего турне «От и До», «ДДТ» уже всем составом прибыла в Грозный и выступила с открытым концертом, на котором присутствовали представители обеих противоборствующих сторон.
25 июня 1995 состоялся грандиозный (и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт «ДДТ» на стадионе «Петровский»; годом позже на той же площадке группа провела Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта «Юбилейный».
В составе «ДДТ» за это время произошел ряд изменений: ее покинули Зайцев и Муратов, который активно занялся звукорежиссурой и продюсированием, а в 1996 эмигрировал в Германию. В сезоне 1994—95 в группе вновь — на этот раз как клавишник — появился Сергей Рыженко, некоторое время с ней играли гитаристы Александр Ляпин (экс-«АКВАРИУМ») и Артур Овсепян. В 1995 Рыженко сменил Дмитрий Галицкий, коллега Доценко времен «СИНЕЙ ПТИЦЫ». Летом 1996 его место, в свою очередь, занял Константин «Кот» Шумайлов (p. 20 сентября 1967, Одесса) из «КОШКИНОГО ДОМА» и «ТЕЛЕВИЗОРА».
Если на первых порах музыка «ДДТ» тяготела к традициям 70-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным и включал элементы «новой волны», джаза, а позднее в нем усилились интонации традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 90-х годов демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность «ДДТ» на российской рок-сцене.
В разное время «ДДТ» снялась в документальных лентах «Я получил эту роль» (реж. А. Мельниченко, 1983), «Рок» (реж. А. Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте С. Сельянова «Духов День» (1991).

Андрей Бурлака

Дискография:

Свинья на радуге (1982)
Компромисс (1983)
Периферия (1984; Эрио, LP, 1990; DDT Records, CD, MC, 1995)
Время (1985; DDT Records, MC, 1995)
Юрий Шевчук, Сергей Рыженко. Москва. Жара (1985)
Юрий Шевчук, Александр Башлачев. Кочегарка (1985; Manchester, MC, 1995)
Шушары (1987)
Я получил эту роль (1989; Мелодия, LP, 1990; DDT Records, CD 1993, 1994)
Вадим Курылев. Никто (1991; LP)
Оттепель (1991; SNC Records, CD, 1993, 1995)
Пластун (1992; DDT Records, CD, 1995, 1996)
Актриса весна (1992; DDT Records, 1992, 1993)
Черный пес Петербург (1992; DDT Records, 2 CD, 1994)
Это все (1994; DDT Records, CD, 1995)
Любовь (DDT Records, CD, 1996)
Булавка для бабочки (1996; CD, 1997)
Михаил Чернов. Дядя Миша In Rock (DDT Records, CD, 1996)
Рожденный В СССР (1997)
Мир номер ноль (1998)
Просвистела (1999)
Метель Августа (2000)

 

 

 

Hosted by uCoz