Кабинет • Свердловск
«Кабинет» с
самого начала своего творческого пути представлял сумму довольно противоречивых
индивидуальностей: бас-гитарист и певец Игорь Скрипкарь дебютировал в
легендарном «Сонансе» (откуда вышло немало звезд свердловского рока), затем
возглавлял «Трек», а потом создал свой проект, с которым пытался довести до
практического воплощения идеи соединения рока и академической музыки;
клавишник Александр Пантыкин мог бы претендовать на титул «крестного отца»
свердловского рока, ибо, помимо работы с тем же «Сонансом» и не менее
знаменитым «Урфин Джюсом», он приложил руку едва ли не к десяти группам,
которые нуждались в его помощи как пианиста, басиста или аранжировщика;
Михаил Архипов — клавишные, саксофон и
барабанщик Андрей Котов работали в разных уральских командах, в том числе в
сольных проектах Скрипкаря.
С декабря 1985
года, когда участники новой группы собрались на первую репетицию и до
следующей осени, когда появились первые плоды этих репетиций, о том, что
происходило за стенами «Кабинета», можно было только догадываться. Процесс
«притирки» был, видимо, весьма болезненным, и на протяжении этого года его
участники продолжали заниматься собственными музыкальными программами.
Появлялись и тут же исчезали новые музыканты, ходили слухи о нежелании
супергруппы давать концерты.
Двери «Кабинета»
распахнулись только в декабре 1986-го, когда группа выпустила свой первый
альбом «Вскрытие», состоявший главным образом из песен Скрипкаря и блестяще
записанный лучшим звукорежиссером города «Полковником» Гноевых. Сценический
дебют группы состоялся в октябре 1987 года во время «Первого Съезда рок-клубов»,
провозгласившего создание рок-федерации. К этому времени в состав «К.» влился
давний коллега Скрипкаря и Пантыкина гитарист Михаил Перов (помимо записей
«Трека» его гитару можно слышать также на сольном альбоме В. Шахрина
(«Чай-Ф») «Волна простоты». «Кабинет» начал гастролировать, пополнив собой
концертный «авангард» свердловского рок-клуба.
В последующих
программах музыка «К.» еще более усложнилась, приблизилась к «серьезному»
искусству, что не удивительно, учитывая консерваторское образование
Пантыкина и его всегдашнюю тягу к произведениям крупных форм, однако это же
стало препятствием к дальнейшему развитию «кабинетного рока». И история
повторилась: в декабре 1980 г. Пантыкин и барабанщик «Сонанса» Иван Савицкий
ушли, чтобы собрать первую версию «Урфин Джюса»; весной 1989 г. Пантыкин,
опять с барабанщиком! — уходят и создают «Проект Александра Пантыкина «или,
сокращенно — «ПАП».
Места в
«Кабинете» пустовали недолго: пару месяцев спустя к ядру — Скрипкарь — Перов
— Архипов — добавились клавишник Валерий Галактионов и барабанщик Валерий
Широков. Новая программа, представленная на 8-м Свердловском рок-фестивале
показала, что потенциал группы реализован не до конца.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Вскрытие» (1986)
«КАБИНЕТ», рок-группа (Екатеринбург).
Последняя супергруппа уральской рок-сцены
1980-х годов, «КАБИНЕТ» с самого начала своей биографии представлял собой
живую иллюстрацию к тезису о единстве и борьбе противоположностей: в ее
составе встретились едва ли не лучшие музыканты местного музыкального
сообщества, однако их попытки найти общий язык на протяжении полутора
десятилетий неизбежно заканчивались расколом.
Впервые Игорь Скрипкарь (бас, вокал)
и Александр Пантыкин (клавишные, бас, вокал) встретились еще в 1973 в
школьной группе «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ». Позднее они вместе играли в
литературно-музыкальной Студии САИ, которая в конце концов трансформировалась
в «СОНАНС», одну из наиболее прогрессивных и революционно мысливших
отечественных групп второй половины 70-х годов. Однако творческая мысль
Скрипкаря и Пантыкина двигалась в одном направлении, но разными путями,
вследствие чего, записав один альбом, в декабре 1980 они расстались, а на
свет появились «ТРЕК» и «УРФИН ДЖЮС» соответственно.
Тем не менее оба продолжали
пристально следить за достижениями друг друга; «ТРЕК» и «УРФИН ДЖЮС»
записывали альбомы, делали новые программы, выступали, но к 1985 обе группы
вступили в полосу затяжных проблем.
Впервые о новом совместном проекте
двух лидеров местного рока заговорили еще в декабре 1985, когда по городу
пошли слухи, что они репетируют под интригующей вывеской «КОМИТЕТ». Его
заседания, однако, до поры до времени шли за закрытыми дверями: приходили и
уходили музыканты, шла интенсивная работа в студии. На 1-м фестивале Свердловского
рок-клуба (в июне 1986) Скрипкарь выступал с сессионными музыкантами (как
«СКРИПКАРЬ И ДРУЗЬЯ»), а Пантыкин в последний раз вышел на сцену с
каноническим составом «УРФИНА ДЖЮСА». Прохладный прием публикой обоих,
видимо, послужил катализатором для принятия решений, и в декабре 1986 группа,
теперь уже называвшаяся «КАБИНЕТ», дебютировала с альбомом « Вскрытие». Записанный одним из
лучших звукорежиссеров города, Александром «Полковником» Гноевых, альбом
состоял в основном из песен Скрипкаря, представляя собой сложный, богато
оркестрованный и безупречно сыгранный, но излишне рассудочный арт-рок.
Помимо Скрипкаря и Пантыкина в состав
«КАБИНЕТА» входили Михаил Архипов (клавишные, саксофон) и Андрей Котов
(барабаны). Оба начинали в различных уральских группах и принимали участие в
сольных записях Скрипкаря.
Сценический дебют «КАБИНЕТА»
состоялся в октябре 1987, на историческом Первом (и последнем) съезде
рок-клубов страны, провозгласившем так и не ставшую реальностью Всесоюзную
рок-федерацию. К этому времени в состав группы органично влился еще один
бывший участник «ТРЕКА», гитарист Михаил Перов (чью гитару, помимо записей
«ТРЕКА», можно слышать на соло-альбоме Владимира Шахрина («ЧАЙФ») « Волна простоты».
В конце 80-х годов «КАБИНЕТ»
регулярно гастролировал по стране, участвовал во многих провинциальных
фестивалях, работал в студии. В этот период группа (не без влияния Пантыкина)
начала сотрудничать со Свердловским театром музыкальной комедии, где в 1989
при ее участии был поставлен спектакль «Конец света» (на музыку итальянского
композитора А. Тровайоли). В то же время музыка «КАБИНЕТА» неуклонно
развивалась от простого к сложному, что серьезно затрудняло ее воплощение в
студии и уж тем более на сцене.
«Кабинетный рок» все более становился
искусством для искусства.
И снова, как в 1980, когда Пантыкин
разорил «СОНАНС», покинув его вместе с барабанщиком Иваном Савицким, весной
1989 он покинул «КАБИНЕТ», прихватив с собой Андрея Котова, вместе с которым
они тут же организовали «ПРОЕКТ АЛЕКСАНДРА ПАНТЫКИНА» (позднее просто «ПАП»).
Впрочем, на этот раз Скрипкарь не
стал менять название: всего через пару месяцев, когда обе вакансии заняли
опытные музыканты Валерий Галактионов (клавишные) и Валерий Широков
(барабаны), он вывел на сцену новый «КАБИНЕТ».
В этом составе группа успешно
выступила на 4-м фестивале Свердловского рок-клуба и продолжала, правда, с
менее заметными результатами, работать в первой половине 90-х годов.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Вскрытие (1986)
|