Кино «Ленинград
В популярности ленинградской группы «Кино»
есть что-то необъяснимое — и, действительно, успех, слава, массовое
признание, которые, как правило, находят исполнителя после всплеска его
творческой активности, пришли к «К.» тогда, когда группа, можно сказать,
существовала уже только в воображении поклонников. Год «Кино» начался весной
1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала,
не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных
творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили время и
завершили работу над находившимся уже полгода в «полуфабрикатном» состоянии
альбомом «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва «киномании».
А началось все
осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и
«Палата № б» возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя
состав его сократился до дуэта, а название обратилось в «Кино», — в ту пору
за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной
следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов
«Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному времени звучания
получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на
целый год. Затем выступили еще пару раз — впятером — после чего неожиданно
распались.
И все же в мае 1984
г. «К.» появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара);
Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев
отрепетировали новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену II
ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из
главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов
Рок-клуба «К.» подтверждали еще дважды — в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г.
Титова сменил Игорь Тихомиров — по совместительству бас-гитарист «Джунглей» и
«Поп-механики». С тех пор состав «К.» — если не считать эпизодических
появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов — остается
неизменным.
Песни «Кино»
привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная
ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок-группы.
В текстах В. Цоя — а именно он является автором практически всего репертуара
«К.» — романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в
них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще
довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах
группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного
бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам,
призывы к активным действиям, нравственному обновлению.
После успеха
альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса»,
в котором короткое появление «К.» стало едва ли не наиболее значительным
моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется
концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за
рубежом — в частности, в Дании, где группа принимала участие в
благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где «К.» выступило
на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского
рока «Снова в СССР» в Италии.
Помимо «Ассы»
«К.» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В.
Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова «Игла».
В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции.
15 августа 1990
г. В. Цой погиб в автокатастрофе.
В январе 1991 г.
«Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «К.», доработанный в студии
музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько
дней до смерти.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «45» (1982), «46» (1984), «Начальник Камчатки» (1984), «Это
не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Звезда по имени
Солнце» (1989), Пластинки: «Red Wave» — 6 песен («Биг
Тайм Рекорда». США, 1986), «Ночь» (ВФГ «Мелодия», 1988), «Последний герой»
(«Вольва Продуксьон». Франция, 1989). «Кино». (ВФГ «Мелодия», 1991).
«КИНО», рок-группа (Ленинград).
Группа «КИНО», метеором пролетевшая по музыкальному
небосклону страны, стала одним из крупнейших художественных феноменов,
рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер — автор
песен, певец, гитарист, актер и художник — Виктор Цой (21 июня 1962 — 15
августа 1990) стал, говоря словами одной из его песен, «последним героем»
золотой эпохи рока.
В 1976 Цой познакомился с автором песен
и певцом Максимом Пашковым, вместе с которым они чуть позже организовали
группу «ПАЛАТА 6». Вопреки господствовавшей моде, предписывавшей играть
хард-рок, а позже что-нибудь в стиле «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ», «ПАЛАТА» пыталась
исполнять собственного сочинения бит.
Наступление «новой волны» послужило
катализатором изменений на ленинградской подпольной рок-сцене: появились
новые группы, в воздухе повеяло свежими музыкальными идеями. Именно в этот
период Цой начал сочинять собственные песни, как правило, основанные на его
точных жизненных наблюдениях.
Осенью 1980 он в компании с
«АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ» побывал в Москве, где играл на квартирных
концертах, а 21 марта 1981 дебютировал на сцене кафе «Трюм» в качестве
бас-гитариста той же группы.
Осенью 1981 на свет появилась группа
«ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ» в составе: Цой, Алексей «Рыба» Рыбин (p. 21 декабря
1960, Ленинград) (гитары и вокал) и Олег «Базис» Валинский (барабаны).
Последние двое представляли собой две трети еще одной бит-группы «ПИЛИГРИМ»
(оставшейся третью был будущий гитарист «ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК» Андрей «Дюша»
Романов), а Рыбин, помимо того, репетировал с группой «АБЗАЦ». В ноябре 1981
они вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название
на «КИНО», записали на студии Андрея Тропилло альбом « 45» (названный так по длительности
его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков.
На протяжении следующего года «КИНО»
дало еще несколько концертов в Москве (иногда с ними выезжал барабанщик
«АКВАРИУМА» Петр Трощенков). В марте 1983 «КИНО» снова появилось на сцене
Ленинградского рок-клуба в составе: Цой, Рыбин, Георгий «Юрий» Каспарян
(гитара), Максим Колосов (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный
состав «КИНО» распался. Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской
группе Сергея Рыженко «ФУТБОЛ». Единственным документом этого периода стал
альбом « 46», репетиционная
запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная звукорежиссером
Алешей Вишней.
В мае 1984 «КИНО» в составе: Цой,
Каспарян, позаимствованный у «АКВАРИУМА» бас-гитарист Александр Титов (р. 18
июля 1957, Ленинград) и новый барабанщик Георгий «Густав» Гурьянов, за два
месяца отрепетировали новую программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского
рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым
ярким открытием. В ноябре 1985 занятого в «АКВАРИУМЕ» Титова сменил Игорь
Тихомиров (p. 14 апреля 1961, Ленинград), бас-гитарист «ДЖУНГЛЕЙ» и
«ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ» (участие в которой периодически принимали и остальные
музыканты «КИНО»). С этого момента и до самого конца состав «КИНО» оставался
неизменным.
Звучание «КИНО» в этот период было
модным. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на
Западе и пытались найти применение наиболее интересному из услышанного в
своей музыке. Песни «КИНО» отличает обилие свежих мелодических находок, а в
текстах Цоя романтико-героическая поэтика соседствует с реалистическими
зарисовками с натуры, сдержанной иронией и юмором. В 1986 группа с успехом
выступает на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской
рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).
После успеха альбома « Группа крови» (1988), а также
эпизодического появления группы «КИНО» в фильме Сергея Соловьева «Асса»,
страну охватила настоящая «КИНОмания».
Романтический герой Цоя оказался
необычайно созвучен настроениям молодых слушателей «поколения перемен». После
завершения съемок в картине Рашида Нугманова «Игла» (1989) группа вернулась к
активной гастрольной жизни.
В 1988—90 «КИНО», в атмосфере все более
нараставшей вокруг имени Цоя экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки
концертов по всей стране. В рамках движения «Next Stop» они гастролировали в
Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли
участие в советско-итальянском рок-фестивале «Back In The USSR» в
Мельпиньяно.
В 1989 вышел альбом « Звезда по имени Солнце», первый и
последний в истории группы записанный в профессиональной студии. В том же
году ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с «ДДТ»)
сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990, Виктор Цой
погиб в автокатастрофе.
Той же осенью трое оставшихся
участников «КИНО» доработали чудом уцелевшую в аварии пленку с демо-записью
новых песен Цоя, известную сегодня как «
Черный альбом» (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны,
вышел альбом « Неизвестные песни
Виктора Цоя» (1992), включавший ранние записи «КИНО», а на протяжении
90-х годов все ее творческое наследие было переиздано на компакт-дисках Moroz
Records. В 1996 «Отделение Выход» издало совместный концерт Майка Науменко и
Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985.
Сразу после 1990 пути бывших участников
«КИНО» разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров
руководил клубом «Polygon», играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал
участником группы «ДДТ»; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку
с инструментальным альбомом « Драконовы
ключи» (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером
«НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС» Вячеславом Бутусовым.
Алексей Рыбин после ухода из «КИНО»
вновь начал играть в 1995, организовав группу «ОАЗИС Ю», в которой принимали
участие экс-басист «ЗООПАРКА» Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил
«Фан» Васильев из «АКВАРИУМА» и «ТРИЛИСТНИКА». Они издали два альбома
современного рока « Воспитание
детей красотой подводной жизни» (1995) и « Спорт обречен» (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем
Раценом (экс-«ТЕЛЕВИЗОР», «АКВАРИУМ», «ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ») подготовил альбом
« Асфальт» с кавер-версиями
песен раннего «КИНО».
Помимо «Ассы» и «Иглы» Виктора Цоя и
группу «КИНО» можно видеть в фильмах «Конец каникул» (1986), «Йях-ха» (1986),
«Город» (1987), «Рок» (1988).
Андрей Бурлака
Дискография:
46 (Яншива Шела, 1983; Moroz Records, CD, 1994)
Начальник Камчатки (АнТроп, 1984; Moroz
Records, CD, 1994,1996)
Это не любовь (Яншива Шела, 1985; Moroz
Records, CD,1994, 1996)
Ночь (АнТроп, 1986; Фирма Мелодия,
LP,1988; Moroz Records, CD, 1994)
Последний герой (Volja, LP, 1989; Moroz
Records, CD, 1993, 1996)
Red Wave (Big Time, LP,1986)
Черный альбом (Русский Диск, 1990)
Неизвестные песни Виктора Цоя (1993)
Звезда по имени Солнце (Яншива Шела,
1988; Moroz Records, 1996)
Группа крови (Яншива Шела, 1988;Moroz Records,1996)
45 (Moroz Records, CD,1994)
Ночь (Moroz Records, 1994)
Спорт обречен (DDT Records, MC,1996)
Георгий Каспарян. Драконовы ключи (DDT
Records, 1996)
В. Цой. Акустический концерт (Moroz
Records,1996)
Концерт в Рок-клубе. Диск № 1 (Moroz
Records, 1996)
Концерт в Рок-клубе. Диск № 2 (Moroz
Records,1996)
Черный альбом (Moroz Records, 1996)
Легенды русского рока. Кино (Moroz
Records, 1996)
Неизвестные песни (Moroz Records, 1996)
Концерт в Рок-клубе-85 (Moroz Records,
1996)
Майк Науменко и Виктор Цой. Майк и Цой
(Отделение Выход, 2CD, 1996)
«ОАЗИС Ю». Воспитание детей красотой
подводной жизни (DDT Records, LP, CD, MC, 1995)
|