Ляпин
Александр ^Ленинград» ^Национальный
герой гитары-' — как титуловал его ленинградский рок-журнал «РИО» -—•
Александр Ляпин добился известности прежде всего как участник легендарного «Аквариума»,
хотя его музыкальная деятельность отнюдь не ограничивается сотрудничеством с
Б. Гребенщиковым. Скрипач по
образованию, он начал выступать в школьных ансамблях еще в конце
шестидесятых, в 1974 — 1975 гг. блистал в составе «Ну, погоди» — одной из
наиболее своеобразных групп ленинградской рок-сцены тех лет, а после службы в
армии работал с «Джонатаном Ливингстоном» Игоря Голубева и собственной
командой «Стая» (А. Титов, Е. Губерман, М. Малин). После периода молчания,
связанного с работой ка профессиональной сцене, Ляпин вернулся в рок-н-ролл
как гитарист «Аквариума» в январе 1982 г. и очень быстро добился огромной
популярности у ленинградских слушателей. Желание как-то
освободиться от диктата и ограниченности песенных форм побудило его в начале
1984 г. создать собственный, параллельный «Аквариуму», проект, получивший
название «Теле У» («Теле У» — сокращение от Тележной улицы, где когда-то жил
Ляпин). «Теле У» объединила его с известным студийным гитаристом и
преподавателем музыкального училища Владимиром Густовым, который, в свою
очередь, стремился уйти от штампов традиционной эстрады. На II фестивале Рок-клуба группа выступила
в составе: Ляпин, Густов, Иван Ковалев (бас, позднее—
«Земляне»), Константин Плешак (клавишные, позднее — «Дилижанс») и Петр
Трощенков (ударные, «Аквариум»). Она была названа в числе лауреатов, однако
больше ни разу не собиралась прежним составом. В течение 1985 —
1986 гг. Ляпин и Густов выступали с различными ритм секциями и еще раз стали
лауреатами рок-фестиваля (1985 г.), начали, но так и не завершили студийный
альбом. В то же время
Ляпин начал экспериментировать еще с одним составом — группой «Мотор-блюз»,
лидером которой был клавишник Андрей Муратов (позднее — «Зоопарк», «ДДТ»). «Теле У»
незаметно распалась осенью 1986 г. (Густов ушел из группы еще раньше и
впоследствии объявился как поп-исполнитель в собственных проектах «Рандеву» и
«Радио-Рок»). Следующей весной Ляпин вместе с Николаем Гусевым («АВИА»), а
также Александром Титовым и Петром Трощенковым («Аквариум») показал
интересную программу на фестивале блюза в Риге под именем «Блюз — Мотор».
Затем последовал период неясного молчания, после чего Ляпин «вынырнул» с
довольно вялым альбомом «Зеркало дня» и гораздо более энергичной
электрической программой, в которой ему аккомпанировала ритм-секция «ДДТ»:
Вадим Курылев (бас) и Игорь Доценко (барабаны). Группа получила название
«Опыты Александра Ляпина». В апреле 1988 г.
«ОАЛ» вместе с «Джунглями» совершили двухнедельную поездку в Финляндию, в
июне Ляпин — достаточно неожиданно как для публики, так и для себя —
оказался вместе с «Аквариумом» на сцене монреальского «Форума», где принял
участие в концерте, организованном конгрессом врачей за безъядерный мир. В 1988—1990 гг.
«ОАЛ» продолжал регулярно выступать и записываться с собственной программой,
в то время как сам Ляпин сотрудничал в студии с «ДДТ» и Юрием Морозовым, а с
января 1989 г. Ляпин стал постоянным участником «Поп-механики» Сергея
Курёхина. ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Зеркало Дня» (1987), «Комитет №6» (1988). Пластинка:
«Опыты Александра Ляпина» (ВФГ «Мелодия», 1991). Кроме того, гитару Ляпина можно услышать в альбомах «Аквариума», «ДДТ», «Популярной Механики», «Теле У», «Знаков Препинания", Юрия Морозова, записях В. Густова и Л. Долиной. |