Настя • Свердловск»
«Первая
леди» уральского рока, Настя Полева впервые обратила на себя внимание в 1981
г., выступая с наиболее известной в тот момент свердловской группой «Трек».
Концерты дома и отчаянно-рискованный вояж в Москву, разошедшиеся по всей
стране магнитоальбомы и критическое выступление «Комсомольской правды»,
усмотревшей в творчестве группы «криминал» — все это способствовало тому, что
на определенном этапе «Трек» стал как бы символом свердловского рока.
Впрочем, ненадолго. Уже в 1983 г. группа распалась, и каждый из ее участников
пошел своим путем.
Вновь Настя
Полева напомнила о себе в июне 1986 г., когда вышла на сцену I Свердловского рок-фестиваля
с собственной программой, написанной преимущественно на стихи Ильи
Кормильцева («Урфин Джюс», «Наутилус») и близкой к позднему арт-року:
барочная изощренность мелодического языка, глянец точных аранжировок, чуть
отстраненный чарующий голос, калейдоскоп романтически-возвышенных образов. Ее
бэкинг-группа — как-то сразу к ней приклеилось лаконичное имя «Настя» —
состояла почти исключительно из звезд местной сцены:
Егор Белкин («УД») — гитара;
Дмитрий Умецкий («НП») — бас; Алексей Могилевский («НП») — саксофон; Виктор
Комаров («НП») — клавишные: Александр Пантыкин («УД») — перкуссия и Владимир
Назимов («УД») — барабаны. Это, конечно, гарантировало высокий класс
звучания, но в то же время делало группу практически недееспособной, ибо все
ее участники были с головой погружены в собственные проекты.
Следующее
выступление «Н». состоялось на II Фестивале, т. е. ровно через год. К прежним
участникам (Полева, Белкин, Могилевский, Пантыкин, Назимов) добавился басист
Вадим Шавкунов и клавишник «Наутилуса» Алексей Хоменко. Тем же составом «Н.»
записала свой первый альбом «Тацу», восторженно принятый местной аудиторией,
а в столицах принесший Насте эпитет «советская Кейт Буш». Впрочем, столичная
рок-пресса всегда была скора на эпитеты.
Выступление
«Н.» на Подольском Рок-фестивале — в неполном составе и вместо
разрекламированного организаторами «Урфин Джюса» — оказалось неудачным, и
группа снова исчезла почти на год.
Лишь осенью
1988 г. Полева вывела на сцену по-настоящему собственную группу, в которой
помимо верного Егора и сохранившегося от предыдущей формации Шавкунова играли
Глеб Вильнянский (клавишные) и Андрей Коломеец (барабаны). В январе 1989 г.
они начали гастролировать по стране, промелькнули на экране ТВ, а песни из
первого альбома неоднократно звучали в программах радио. В марте 1989 г.
вышел второй, записанный на «Студии «НП» альбом «Ноа-Ноа», тексты к которому
написали главным образом Е. Кормильцев и А. Застырец. Летом «Н.» записала
цикл своих песен на ЦТ, для чего многие из них были существенно переработаны,
а в составе появился второй гитарист Андрей Васильев. Позже Шавкунова сменил
Вячеслав Двинин из «Ассоциации».
В сентябре
1989 г «Н.» участвовала в московском десанте экологического движения «Рок
Чистой Воды» — вместе с «Чайфом» и «Апрельским Маршем», а также стала одним
из героев фильма «Сон в красном тереме», в 1990 г. гастролировала в Голландии
и ФРГ.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Тацу» (1987), «Ноа-Ноа» (1989).
«НАСТЯ», рок-группа (Екатеринбург, Санкт-Петербург).
Певица и автор песен Настя Полева, имя которой стало
названием группы, с которой она выступает и записывается на протяжении целого
десятилетия, впервые обратила на себя внимание в конце 1980, дебютировав в
составе легендарной ныне свердловской группы «ТРЕК» — первой безусловной
звезды на уральском рок-н-ролльном небосклоне.
Серия концертов с оригинальным,
современно звучавшим арт-роковым репертуаром, рискованный вояж в Москву, разошедшиеся
по стране магнитоальбомы и скандальная статья в столичной «Комсомолке», автор
которой обвинил рискнувшую разослать свои записи по почте группу во всех
смертных грехах, — все это на какое-то время сделало «ТРЕК» флагманом и
своего рода символом всего уральского рока, однако концентрация талантов в
группе была чересчур велика: осенью 1984 она распалась, и каждый из ее
участников пошел своим путем.
В 1985 Настя промелькнула в составе еще
только начинавшего свой путь к славе «НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА», который создали
ее соученики по архитектурному институту Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий,
однако альянс не состоялся, а начатая в этот период работа над очередным
альбомом группы так и не была завершена.
Вновь Настя Полева напомнила о себе в
июне 1986, когда вышла на сцену 1-го Свердловского рок-фестиваля с
собственной программой, написанной главным образом на стихи Ильи Кормильцева
(«УРФИН ДЖЮС», «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС») и стилистически близкой к раннему
арт-року: барочное изящество и хрупкость мелодий, лоск продуманных
аранжировок, чуть отстраненный, волнующий голос, калейдоскоп романтических
сюжетов и образов — Настя сразу зарекомендовала себя как сильный, независимо
мыслящий автор и интересная певица. Аккомпанировал ей сводный ансамбль,
состоявший из музыкантов «УРФИНА ДЖЮСА» и «НАУИТИЛУС ПОМПИЛИУС»: Игорь «Егор»
Белкин (гитара), Дмитрий Умецкий (бас), Алексей Могилевский (саксофон),
Александр Пантыкин (клавишные, перкуссия), Виктор «Пифа» Комаров (клавишные)
и Владимир «Зяма» Назимов (барабаны). Звездный состав гарантировал Насте
великолепное звучание, но, к сожалению, был не в состоянии работать с ней
постоянно.
Следующее выступление «НАСТИ» — на этот
раз заявленной уже как группа — состоялось ровно через год, на 2-м фестивале
рок-клуба (1987). К прежнему составу (сама Полева, Белкин, Назимов)
добавились басист Вадим Шавкунов и клавишник «НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА» Алексей
Хоменко. Те же музыканты, плюс Могилевский и Пантыкин, приняли участие в
записи ее дебютного альбома « Тацу» (1987), который был с энтузиазмом
принят слушателями как дома, так и в столицах, где Настю не без оснований
сравнивали с Кейт Буш и Лори Андерсон.
Выступление «НАСТИ» на Всесоюзном
рок-фестивале в Подольске (сентябрь 1987) — в неполном составе и вместо
заявленного устроителями «УРФИНА ДЖЮСА» — оказалось неудачным, и группа
пропала на целый год.
Лишь осенью 1988 Настя вывела на сцену
первый по-настоящему собственный состав: помимо верного Белкина и оставшегося
со времен « Тацу» Шавкунова, в него вошли Глеб Вильнянский (клавишные)
и Андрей Коломеец (барабаны). В октябре они блестяще дебютировали на 3-м
Cвердловском фестивале, а затем стали гостями фестиваля «Мисс Рок» в Киеве,
где Настя получила приз за лучший вокал. Начиная с января 1989 группа
регулярно гастролировала по стране, появлялась на экране ТВ, а песни из
альбома « Тацу» звучали в программах радио.
В марте 1989 свет увидел второй альбом
«НАСТИ» « Ноа Ноа», записанный на студии NP; его тексты принадлежали
перу Евгения Кормильцева (брата Ильи и основного автора «АПРЕЛЬСКОГО МАРША»)
и Аркадия Застырца. Тем же летом группа записала несколько своих песен на ЦТ,
для чего многие из них были по-новому аранжированы, а состав усилил второй
гитарист Андрей Васильев. Немного позже, в результате рокировки с
«АССОЦИАЦИЕЙ», Шавкунова сменил новый басист Вячеслав Двинин.
В сентябре 1989 «НАСТЯ» приняла участие
в московском десанте культурно-экологического движения «Рок Чистой Воды», а
следующим летом совершила с ним тур по Волге — в компании с «АУКЦЫОНОМ»,
«ЧАЙФОМ», «СВ» и многими другими. В 1990 «НАСТЯ» выступала в Голландии и
Западной Германии, где она была в числе гостей музыкальной конференции
«Berlin Independence Days».
Начало 90-х годов было для группы
периодом временного спада активности: редкие концерты, затянувшаяся работа
над новым материалом, поиски нового образа.
В 1993 Настя Полева и Егор Белкин, в то
время гитарист реорганизованного состава NAUTILUS POMPILIUS, перебрались в
Питер. К этому времени группа потеряла клавишника Вильнянского и в 1993—95 с
ней выступал лидер «АПРЕЛЬСКОГО МАРША» Игорь Гришенков. В 1993 был записан
третий альбом группы « Невеста», на котором в последний раз
фигурировал свердловский состав «НАСТИ». Помимо того, он стал первым, на
котором Полева фигурировала как автор не только музыки, но и текстов.
Вышедший в 1995 альбом кавер-версий « Танец
на цыпочках» Полева и Белкин записали фактически вдвоем — в роли
звукорежиссера на нем выступил Вадим Самойлов из «АГАТЫ КРИСТИ».
Затянувшееся молчание Настя прервала 23
июня 1996, выступив на питерском рок-фестивале на стадионе «Петровский», где
ей аккомпанировали Белкин (гитара), Игорь Сорокин (клавишные), а также
участники «ДДТ» — Вадим Курылев (бас), Александр Бровко (мандолина,
гармоника) и Игорь Доценко (барабаны).
Весной 1997 Настя собрала новый состав,
в который вошли Игорь Сорокин и Сергей Наветный (экс-«НАТЕ!», «КОШКИН ДОМ»,
«СТИЛЬ», «КОЛЫБЕЛЬ»), барабаны. Летом к ним добавился бас-гитарист Сергей
Лукьянов (экс-«СКАЗКИ ПУШКИНА», «МЫШИ»), а осенью свет увидел пятый альбом
«НАСТИ» « Море Сиам», на котором в качестве звукорежиссера работал
Игорь Сорокин. В том же 1997 фирма "Moroz Records" переиздала все
альбомы группы. В сентябре 1998 Сергей Наветный ушел в «СПЛИН», после чего в
истории группы вновь наступил период затишья. Осенью 2000 появился
акустический альбом «Гербарий».
Помимо собственных альбомов, Настя
Полева записывалась с «КАБИНЕТОМ», «АПРЕЛЬСКИМ МАРШЕМ» и «ЧАЙФОМ». В 80-х
годов она снялась в трех короткометражных фильмах Андрея Балабанова («Раньше
было другое время», «Егор и Настя» и «У меня нет друга»), а в 1990 — в
киноистории Свердловского рок-клуба «Сон в красном тереме».
Андрей Бурлака
Дискография:
Тацу (Эрио, 1987; A-RAM, CD, 1994)
Невеста (УЭМЗ-КД, CD, 1993)
Танец на цыпочках (Триарий, CD, 1994)
Ноа-Ноа (A-RAM, CD, 1994)
Море Сиам (1997)
С Тобой И Без Тебя (сборник 1989-1991)
(1997)
Легенды Русского Рока. “Настя” (1998)
Гербарий (2000)
|