Наумов Юрий и
«Проходной двор»
Новосибирск,
Ленинград»
Один из наиболее интересных
гитаристов страны, Юрий Наумов относится к числу музыкантов, чье творчество с
трудом поддается классификационной оценке и лежит вею традиционных рамок. Его
песни несут отпечаток блюзовой эстетики и в то же время близки к городскому
романсу, бардовской песне, фолк-барочному мелодизму.
Юрий Наумов начал заниматься
музыкой в конце 70-х, играл в различных студенческих группах, одна из которых
свела его с будущим основателем «Калинова Моста» Дмитрием Селивановым, а
потом организовал собственный «Проходной двор». Антироковая кампания середины
80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в Новосибирске, и
Наумов, отчаявшись добиться признания дома, переехал в Ленинград.
Серия сольных выступлений в
1986—1987 гг. сделала его песни широко известными, а интересные
магнитоальбомы, выходившие под чисто символическим названием «П. Д.», упрочили
успех. В 1987 г. он стал лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля, а на
следующий год организовал уже не фиктивную, а вполне реальную группу в
составе: Олег Дегтярев — бас (экс-« Рок-штат»); Борис Шавейников — ударные
(экс-« Рок-штат», позже — «Аукцыон») и Владимир Михайлов — клавишные.
Позже Шавейникова заменил
барабанщик «Аквариума» Петр Трощенков, однако группа выступала все реже и
реже, пока в начале 1989 г. не прекратила выступления совсем. В этот период
Наумов перенес центр своей деятельности в Москву. В январе 1990 г. он удачно
выступил в Череповце на фестивале «Рок-акустика», а осенью того же года уехал
из СССР.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Депрессия» (1982), «Блюз в 1000 дней» (1986), «Не поддающийся
проверке» (1987), «Перекати-поле» (1989).
НАУМОВ ЮРИЙ (р. 3 мая 1962, Свердловск),
гитарист, автор песен.
Один из самых интересных гитаристов страны
(хотя ныне он уже живет за ее пределами), Юрий Наумов относится к числу
музыкантов, чье творчество с трудом поддается классификации и лежит вне традиционных
жанровых рамок.
Его песни несут отпечаток гитарной
культуры белого блюза, однако в той же мере в них присутствуют отголоски
городского романса, фолк-барокко, бардовской традиции, а тексты обнаруживают
мощное поэтическое начало с виртуозной игрой слов и образов.
Юрий Наумов родился в Свердловске,
однако пару лет спустя его семья переехала в Новосибирск, где он провел
детство и юность. Еще в начале 1970-х годов Наумов увлекся музыкой, к
двенадцати годам самостоятельно освоил гитару, на слух исполняя песни
BEATLES, а позднее, студентом медицинского института начал играть в
самодеятельных рок-группах, одна из которых свела его с будущим сооснователем
«КАЛИНОВА МОСТА» гитаристом Дмитрием Селивановым.
В 1982, под впечатлением альбома
Майка Науменко, Юрий начал сочинать свои песни, а затем собрал группу
«ПРОХОДНОЙ ДВОР», с которой в домашних условиях записал свой дебютный альбом
« Депрессия».
Его творчество получило довольно
шумный резонанс, следствием чего стало давление со стороны местных властей —
по всей стране набирала обороты антироковая кампания, которая, сильно
потеснив самодеятельную рок-сцену в столицах, практически уничтожила ее в
Новосибирске. Лишенный возможности выступать, Наумов в 1986 отправился в
Ленинград. Серия сольных выступлений 1986—87 (как правило, в небольших залах
и на квартирах друзей) сделала его песни широко известными, а магнитофонные
альбомы « Блюз в 1000 дней» (1986) и « Не поддающийся проверке»
(1987), записанные при участии сессионных музыкантов и звучащие иначе, нежели
на концерте, упрочили его успех.
На 5-м Ленинградском рок-фестивале в
июне 1987 Наумов получил специальный приз «за чистоту и искренность», осенью
попытался записать на ленинградской студии фирмы «Мелодия» совместный альбом
с близким ему по духу Александром Башлачевым (планировалось издать пластинку,
на которой каждый из них имел бы по стороне), а годом позже организовал
концертную версию «ПРОХОДНОГО ДВОРА», в которую вошли Олег Дегтярев
(экс-«РОК-ШТАТ»; бас), Владимир Михайлов (экс-«ИСКУШЕНИЕ»; клавишные) и Борис
Шавейников (экс-«РОК-ШТАТ»; барабаны).
Их дебют состоялся на 6-м фестивале
рок-клуба в июне 1988 и был высоко оценен музыкальной критикой и слушателями.
С уходом в сентябре 1988 Шавейникова
в «АУКЦЫОН», за барабанами появился Петр Трощенков из «АКВАРИУМА», однако в
дальнейшем группа выступала все реже и реже, и Наумов, ощущая некоторую
холодность питерской публики (в ту пору реагировавшей скорее на внешние,
нежели на скрытые эмоции), в начале 1989 распустил группу и перенес центр
своей активности в Москву. В том же году вышел альбом « Перекати-поле».
В январе 1990 он показал довольно
любопытную программу на фестивале «Рок-акустика 90» в Череповце, а осенью
того же года эмигрировал в США.
Вопреки мнению скептиков,
предрекавшим Наумову карьеру нью-йоркского таксиста, он продолжал
зарабатывать на жизнь музыкой. В 1995 выпустил первый из запланированной
серии альбомов-настроений « Violet» (« Фиолетовый альбом»). В
конце 90-х годов Наумов пару раз приезжал в Россию и выступал перед хранящими
ему верность почитателями. В 1997 в Питере был издан — без ведома самого
артиста — альбом « Гадкий Утенок», включавший записи Наумова
новосибирского периода. В 1998 планируется переиздание всех его магнитофонных
альбомов 80-х годов на компакт-дисках. Творчество Наумова (и прежде всего его
поэтическая манера) оказало влияние на многих мыслящих в том же ключе
музыкантов, среди которых следует отметить москвича Сергея Калугина и
питерского гитариста и певца Алексея «Поля» Полякова.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Депрессия (1982)
Блюз в 1000 дней (1986)
Не поддающийся проверке (1987)
Перекати-поле (1989)
Московский буги (FeeLee Company
Records, 1994)
Фиолетовый альбом (1995)
Violet/Фиолетовый альбом (Yury
Naumov, CD, 1995)
Гадкий Утенок (Караван, MC, 1997)
|