Наутилус Помпилиус •Свердловск,
Ленинград •
Когда-нибудь при составлении
хронологических таблиц истории советского рока рок-критики, возможно, отметят
1988 г. как «год «Наутилуса».
И действительно, в течение
двенадцати месяцев эта прежде известная лишь знатокам магнитофонного рока
группа из Свердловска впервые приехала в Москву, моментально смешав и
перепутав все столичные табели о рангах, потрясла журналистов как
официальных, так и независимых журналов, записала альбом в одной из наиболее
респектабельных студий столицы, объехала страну, сопровождаемая шлейфом
восторгов, скандалов и истерик, прошла через мучительные и подвергавшиеся
детальному обсуждению всюду изменения в составе и, наконец, распалась ровно
через год после своего триумфа на декабрьской «Рок-панораме-87».
Однако история «Н. П.» не начинается и не кончается его
московской эпопеей.
В 1978 г. студенты-архитекторы
Слава Бутусов и Дима Умецкий организовали свою первую группу и записали на
магнитофон свой первый «альбом». Шли годы, менялись имена участников и
названия их проектов, стиль и темы песен, но тандем Бутусов—Умецкий сохранял
стабильность. В 1982 г. они стали «Наутилусом», год спустя под руководством
многоопытного Александра Пантыкина из «Урфина Джюса» записали альбом
«Переезд». В 1985 г. к названию добавилось слово «Помпилиус» (чтобы избежать
путаницы с московскими тезками, которые по иронии судьбы вскоре сменили имя
на «Шанхай»), а к дискографии — альбом «Невидимка», который многие ценители
считают их лучшей работой и по сей день.
Успех начал подбираться к «Н.
П.» исподволь: бурный прием на I фестивале Свердловского Рок-клуба, альбом
«Разлука», совершивший переворот в умах молодых людей, впечатляющее
выступление на академически респектабельной «Ленинградской Музыкальной Весне»
рядом с уже тогда легендарным «Аквариумом», аплодисменты на фестивалях в
Черноголовке и Подольске, наконец, «Рок-Панорама»...
К этому моменту состав группы
значительно расширился: к первоначальному дуэту Вячеслав Бутусов (гитара,
вокал) и Дмитрий Умецкий (бас) в 1986 г. добавился клавишник Виктор Комаров,
а затем — один за другим — Алексей Могилевский (сакс, клавишные, вокал),
Алексей Хоменко (клавишные), Альберт Потапкин (ударные). В сентябре 1987 г.
ушедшего в армию Потапкина сменил Владимир («Зяма») Назимов. В январе
следующего года во время работы в студии «Синтез» с «Н. П.» расстался
Умецкий, которого заменил Виктор Алавацкий. Сначала на записях, а потом и на
сцене основные гитарные партии за Бутусова начал исполнять звукооператор «Н.
П.» Владимир Елизаров, однако в августе «на помощь» ему пришел экс-гитарист
«Урфина Джюса» Игорь (< Егор») Белкин. Значительную роль в определении
художественной концепции «Н. П.» сыграл автор текстов Илья Кормильцев, чей
своеобразный поэтический мир оказался необычайно созвучен нервной, хрупкой
мелодике Бутусова.
Еще в самодеятельную эпоху «Н.П.» стали героями нескольких
короткосюжетных лент свердловского режиссера А. Балабанова. В 1988 г. другой
свердловчанин, В. Хотиненко включил фрагмент выступления группы в свою ленту
«Зеркало для героя» — по его воле игменно на концерте «Н. П.» должны были познакомиться главные герои.
Примерно в то же время финская киножурналистка М. Мюккекон сняла
документальный фильм «Серп и гитара» («Из России с любовью»), центральное
место з котором отвела именно «Н. П.». В августе 1988 г. Бутусов посетил
премьеру фильма в Хельсинки; а месяцем позже вся группа совершила
двухнедельное турне по Финляндии.
И все же группа распалась.
Изнурительные гастроли, закулисные махинации околоэстрадных дельцов и
персональные проблемы превратили «Н. П.» в недееспособный организм, и 22
ноября 1988 г. Бутусов объявил, что увольняет всех музыкантов. Белкин
вернулся к работе с Настей Полевой, Могилевский создал собственную
«Ассоциацию», а Хоменко и Елизаров организовали «Студию НП'>, в которой не
только реализовали собственные сольные проекты (а них, кстати, задействованы
почти все экс-члены «Н. П.»), но и занялись продюсированием других
свердловских групп («ЧайФ», «Настя», «Агата Кристн», «Сама по себе»).
В то же время Бутусов
восстановил партнерство с Умацеким и, укрывшись от назойливого внимания
прессы на даче приятеля под
Москвой, готовил новую программу, премьера которой была намечена на сентябрь.
Летом они перебрались в Ленинград, где получили несколько заказов на музыку
для театра и кино. В записи демонстрационной ленты им помогали гитарист
«Телевизора» Александр Беляев и барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко. В октябре
1989 г. ЦК ВЛКСМ объявил о присуждении «Н. П.» премии Ленинского комсомола,
но Кормильцев, официальный «спикер» группы, сообщил, что они отказываются
принять ее. Последовали новые пертурбации, и вот, в ноябре 1989 г., Бутусов наконец сформировал новый
«ленинградский» состав «Н. П.», в который помимо него и Кормильцева вошли А.
Беляев (гитара), Игорь («Гога») Копылов (бас, «Петля Нестерова») и Игорь
Джавад-заде (барабаны, экс-«Арсенал»).
В 1990 г. «Н.
П.» несколько раз выезжали в Западную Европу, выступали в США, записали
концертный и приступили к работе над студийным альбомом.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Али-Баба и 40 разбойников» (1978), «Переезд» (1983),
«Невидимка» (1985), «Разлука» (1985), «Наусибирск» (1987), «NР" (1988),
«Человек без имени» (1989), «Наугад» 1990. Пластинки: «Бригада С» и
«Наутилус Помпилиус» («ВФГ «Мелодия», 1988)*, «Князь тишины» (ВФГ «Мелодия»,
1989)
«НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС», рок-группа (Екатеринбург).
Биография этой группы, полная неожиданных поворотов,
взлетов, падений, драматических расколов и возрождений из пепла, вполне
достойна послужить основой для сценария художественного фильма. Звездным
часом, а вернее, годом стал для NAUTILUS POMPILIUS 1988, когда в течение
двенадцати месяцев провинциальная группа выступала в Москве, где очаровала
прессу и телевидение, завербовала тысячи поклонников, записала альбом, со
шлейфом из восторгов и скандалов проехала по стране и распалась ровно через
год после своего первого триумфа. Однако история NAUTILUS POMPILIUS не
начинается и не заканчивается ее московской эпопеей.
В 1978 студенты-архитекторы Вячеслав
Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей Саднов (гитара)
и Игорь Гончаров (барабаны), объединились в безымянную покуда группу, которая
играла на институтских вечерах и принимала участие в студенческой самодеятельности.
Они вовсю сочиняли собственные песни и даже записали их на пленку, назвав
свой проект «АЛИ БАБА И СОРОК РАЗБОЙНИКОВ», однако до времени эти упражнения
не были интересны никому, кроме них самих.
Шло время, менялись имена участников и
названия их группы, но тандем Бутусов — Умецкий оставался неизменным. В 1983
их тогдашний звукооператор Андрей Макаров предложил группе название
«НАУТИЛУС», которое и закрепилось за ней навсегда. В том же году «НАУТИЛУС» —
под руководством доброго гения местной рок-сцены, клавишника и певца «УРФИН
ДЖЮСА» Александра Пантыкина и звукорежиссера той же группы Александра
«Полковника» Гноевых — записала свой дебютный альбом « Переезд»,
полный жесткого и нелогично звучавшего хард-рока. На барабанах в нем играл
Александр Зарубин.
Примерно тогда же состоялось знакомство
Бутусова с Ильей Кормильцевым, в ту пору текстовиком «УРФИН ДЖЮСА». Весной
1984 они посетили Ленинград, где познакомились с местной рок-сценой и,
убедившись, что там царит полный жанровый плюрализм, решились на резкое
изменение своего стиля. На вышедшем в марте 1985 альбоме « Невидимка»
группа предстала как «нововолновое» трио в составе: Бутусов, Умецкий и Виктор
Комаров (клавишные, ритм-бокс). В музыкальном отношении альбом тяготел к
популярной неоромантике: хрупкий, нервный вокал Бутусова выгодно оттенял
монотонно-бездушный аккомпанемент баса и синтезаторов. На обложке « Невидимки»
(работа известного мастера кавер-дизайна Ильдара Зиганшина) впервые
появляется написание NAUTILUS POMPILIUS, что было сделано с целью избежать
путаницы с группой Евгения Маргулиса. (Любопытно, что и Маргулис отреагировал
на совпадение, сменив название своей группы на «ШАНХАЙ»!). В 1985 группа
предприняла попытку расширить свою художественную палитру, пригласив к
микрофону бывшую вокалистку «ТРЕКА» Настю Полеву и записав с ней несколько
любопытных номеров. Однако работа быстро зашла в тупик, и Настя ушла, а
позднее реализовала свой материал под собственным именем.
В июне 1986 NAUTILUS POMPILIUS, состав
которого усилил бывший музыкант «ФЛАГА» и «УРФИН ДЖЮСА» Алексей Могилевский
(клавишные, саксофон), выступил на 1-м фестивале открывшегося в том же марте
местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое студийное
звучание: публика была скорее заинтригована, нежели потрясена. Тем не менее
всего месяц спустя вышел их следующий альбом « Разлука» — как показало
будущее, лучшая и наиболее известная работа во всей истории группы.
Успех начал подбираться к NAUTILUS
POMPILIUS исподволь: распространение « Разлуки» сделало ее имя известным
практически всюду; впечатляюще-яркое, хотя и неровное выступление перед
знаменитым «АКВАРИУМОМ» на академически респектабельной «Ленинградской
музыкальной весне» в апреле 1987 помогло Бутусову поверить в собственные
силы, а горячий прием рок-н-ролльной аудитории на подмосковных рок-фестивалях
в Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для
последовавшего за этим взрыва.
В этот период состав группы начал
расти: в январе 1987 появился второй клавишник Алексей Хоменко
(экс-«СЛАЙДЫ»), а чуть позже барабанщик Альберт Потапкин (экс-«ФЛАГ», «АГАТА
КРИСТИ»). В июне Потапкина забрали в армию, и в Черноголовке и Подольске
NAUTILUS POMPILIUS снова играл с ритм-боксом, однако с октября за барабанами
сидел Владимир «Зяма» Назимов (экс-«УРФИН ДЖЮС», «НАСТЯ», «ЧАЙФ»). В декабре
был триумф на «Рок-панораме», куда группу привел ее тогдашний менеджер
Константин Ханхалаев. И колесо фортуны закрутилось.
Вместе с тем уже тогда во взглядах
Бутусова и Умецкого на будущее NAUTILUS наметились серьезные расхождения,
которые привели к тому, что в феврале 1988, во время работы в студии
«Sintez», последний решил покинуть группу и заняться собственными кино- и
музыкальными проектами. Его место занял Виктор Алавацкий. В мае группа,
наконец, легализовалась, подписав контракт с Росконцертом. В ее состав был
ангажирован экс-гитарист «УРФИН ДЖЮСА» Игорь «Егор» Белкин, а в студии многие
гитарные партии записывал их звукорежиссер Владимир Елизаров. Оставшуюся
часть года NAUTILUS POMPILIUS активно гастролировал по стране под аккомпанемент
неуклонно нараставшей вокруг него истерии и записал массу материала, часть
которого появилась на их первой пластинке « Князь тишины» (1989).
Еще в самодеятельный период участники
группы снялись в двух короткометражных фильмах молодого уральского
кинорежиссера Андрея Балабанова «Раньше было совсем другое время» и «У меня
нет друга». В 1988 другой свердловчанин, Алексей Хотиненко, снял их в своей
фантастической ленте «Зеркало для героя» (по замыслу сценариста, именно на
концерте NAUTILUS POMPILIUS познакомились два центральных персонажа фильма).
Примерно тогда же NAUTILUS POMPILIUS стал главным героем документальной ленты
финской журналистки М. Мюккенен «Из России с любовью» («Серп и гитара»).
В то время как официальная пресса не
скупилась на комплименты в адрес группы, предрекая ей блестящее будущее,
рок-критика была настроена куда более скептически: наиболее популярным был
тезис, что через пять лет по стране будет колесить NAUTILUS POMPILIUS, в
котором не будет ни одного из оригинальных участников группы, однако, она
будет по-прежнему петь хиты Бутусова. Неправы оказались и те, и другие. 22
ноября 1988 Бутусов внезапно объявил, что увольняет всех музыкантов.
Последовала новая волна слухов и,
наконец, в самом конце 1989, Бутусов обнародовал состав обновленного NAUTILUS
POMPILIUS: Беляев, Игорь «Гога» Копылов (p. 20 июля 1962, Ленинград);
(экс-«ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА»; бас) и Игорь Джавад-Заде (экс-«АРСЕНАЛ»; барабаны).
Дебют новой группы состоялся в феврале
1990 — на концерте, посвященном 5-летию Свердловского рок-клуба. В противовес
клавишно-саксофонному изобилию предыдущей версии NAUTILUS, новая формула
звучания опиралась на минималистский, чисто гитарный звук. В мае Бутусов
снова пригласил в группу Белкина, летом они побывали на музыкальной
конференции «New Music Seminar» в Нью-Йорке и записали альбом « Наугад»,
в котором участвовали также сессионеры Олег Сакмаров («ВЫХОД», ныне
«АКВАРИУМ»; флейта) и Петр Акимов («ВЫХОД»; виолончель). В том же году на
ленинградском телевидении состоялась премьера кинобиографии группы
«Бриллиантовые дороги» (режиссер И. Морозов).
Следующие два года прошли в непрерывных
гастролях по стране; Джавад-Заде ушел (позже он играл у Игоря Талькова, в
различных джаз-роковых проектах и в «А-СТУДИО»), и за барабаны вернулся
Альберт Потапкин. Осенью 1992 свет увидел альбом « Чужая земля»,
однако на следующий год история NAUTILUS POMPILIUS начала — с некоторыми
вариациями — повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно
уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была
приостановлена, а его материал был переписан с лидером «АГАТЫ КРИСТИ» Вадимом
Самойловым в качестве продюсера и нового гитариста. Альбом « Титаник»
вышел весной 1994; Самойлов не только играл на его презентации, но и
гастролировал вместе с группой. Белкин вернулся к собственным проектам;
Беляев оставил музыку.
Продолжая двигаться по кругу, Бутусов
вновь привлек к участию в NAUTILUS POMPILIUS Алексея Могилевского, в то время
как гитаристом стал участник его «АССОЦИАЦИИ» Николай Петров. Записанный этим
составом альбом « Крылья» оказался менее интересен, чем предыдущие
работы группы — их единственным новым хитом стал заглавный номер альбома, а
концерты проходили в полных, но реагировавших крайне вяло залах.
Видимо, ощущая необходимость вырваться
из этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились в
Британию, где был записан альбом « Яблокитай»: его спродюсировал
известный музыкант Билл Нелсон (BE-BOP DELUXE), а в записи участвовали
местные сессионные музыканты, но прежде, чем он увидел свет, в январе 1997
Бутусов снова распустил группу. Правда, всю весну NAUTILUS POMPILIUS
гастролировал по стране, рекламируя новый альбом, но после окончания тура
музыканты разошлись кто куда.
Некоторое время Бутусов был занят
реализацией совместного альбома с бывшим гитаристом «КИНО» Юрием Каспаряном,
а затем начал выступать соло.
Дискография группы достаточно обширна и
включает множество переизданий, концертных и архивных записей. В 1993 также
вышел « Отчет» — сделанный к десятилетию NAUTILUS POMPILIUS
альбом-посвящение, на котором их песни поют звезды отечественного рока.
Андрей Бурлака
Дискография:
Отчет 1983-1993 (Jeff Records, CD, 1993)
Отбой (Jeff Records, 1993; Sintez
Records, CD, 1993)
Чужая земля (Jeff Records, CD, 1993;
JAM MUSIC GROUP: JPS, CD, 1994; APEX Ltd., CD, 1995)
Разлука (Jeff Records, CD, 1993; JAM
MUSIC GROUP: JPS, CD, 1994; APEX Ltd., CD, 1995)
Sintez rock-n-roll...кому что...
(Sintez Records, 1994)
Князь тишины (Moroz Records, CD, MC,
1994)
Невидимка (Moroz Records, 1994)
Наугад (Moroz Records, 1994)
Titanic Live'94 (Триарий, 2CD, 1994;
Экстрафон, 2CD, 1994)
Переезд (Moroz Records, 1994)
Ни кому ни кабельность (Moroz Records,
2CD, 2MC, 1994)
Титаник (JAM MUSIC GROUP: JSP, CD,
1994; 1995; APLEX Ltd., CD, 1995)
Человек без имени (APEX Ltd., CD, 1995)
Крылья (APEX Ltd., CD, 1995)
Раскол (Jeff Records, CD, 1996)
Легенды русского рока. Наутилус
Помпилиус (Moroz Records, CD, 1996)
Яблокитай (DANA Music, 1997)
Живая акустика (Студия Союз, 1997)
Атлантида (1997)
Лучшие песни. Акустика (APEX Ltd.)
Титаник на Фонтанке (APEX Ltd.)
|