<<< обратно

 

Николай Коперник •Москва*

 

Группа московского саксофониста, гитариста и певца Юрия Орлова, бывшего участника ленинградских «Джунглей» и московской арт-роковой команды «До мажор».

Нетрадиционная музыка «Н. К.», полная диссонансов, часто расплывчатая по форме и неясная по системе образов является воплощением творческих замыслов саксофониста, гитариста и певца Юрия Орлова, поэтому группа почти никогда не имела сколь-нибудь постоянного состава, и участники ее часто менялись. С «Н. К.» работало много интересных музыкантов, в том числе ударник Сергей Лобачев, басист Михаил Саушев (сейчас — в «Кураже»), клааишники Максим Трефан (сейчас в «Вежливом отказе»), Константин Гаврилов (сейчас снова вернулся в «Альянс») и Игорь Лень.

В 1986 г. «Н. К.» вступает в Московскую рок-лабораторию, в 1988-м переходит в Центр Стаса Намина. После долгого молчания выпускает в 1990 г. сразу два магнитоальбома.

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Родина» (Сольный альбом Ю. Орлова, 1985), «Концерт в Тиране» (1990), «Ослепленные от солнца» (1990).

«НИКОЛАЙ КОПЕРНИК», рок-группа (Москва).

«НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» не столько группа, сколько художественная концепция и опытная площадка для реализации разнообразных проектов интересного московского музыканта Юрия Орлова.
В прошлом Орлов сменил множество увлечений и занятий, однако поначалу его интересовал, главным образом, современный джаз и европейский авангард. В начале 80-х годов на его пути встретился бас-гитарист Олег Андреев, бывший участник свердловского «СОНАНСА» (откуда вышли будущие участники «ТРЕКА» и «УРФИНА ДЖЮСА»), в ту пору перебравшийся в столицу и поступивший в Московскую консерваторию. Под влиянием Андреева Орлов начал проявлять интерес к менее академическому и более эффектному экспериментальному року тех лет и прежде всего музыке Роберта Фриппа. Некоторое время оба они сотрудничали с московскими арт-рокерами «ДО МАЖОР», а в 1982 организовали группу, которая с течением времени превратилась в «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА». Первые несколько лет их деятельность проходила, так сказать, за закрытыми дверями: возможности выступить группа не имела, а экспериментальный характер творчества лишил ее перспектив записей и популяризации силами магнитоиздата.
Энергичный Орлов в начале 1985 присоединился к питерской группе «ДЖУНГЛИ» талантливого гитариста Андрея Отряскина, который в то время также искал собственный путь в современной камерной и пост-джазовой музыке. Орлов появлялся в рядах «ДЖУНГЛЕЙ» на 3-м фестивале рок-клуба весной 1985 и принял участие в их программе 1986, однако открытие в Москве Рок-лаборатории (апрель 1985), сулившее «НИКОЛАЮ КОПЕРНИКУ» новые перспективы, заставило его сосредоточить силы на собственном детище.
Прослушивание «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА» в состав Рок-лаборатории летом 1985 вылилось в хаотический, хотя и забавный джем при участии студентов консерватории, привлеченных Андреевым. Осенью того же года Орлов, служивший сторожем в типографии одного из издательств, обнаружил сборник советских ура-патриотических стихов «Песня, ставшая правдой», который навел его на мысль положить эти вирши на музыку. Так родилась, пожалуй, самая известная программа «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА» « Родина» — первая, в которой Орлов, неожиданно для многих, запел. В канун Нового 1986 года программа была поставлена на сцене.
Во второй половине 80-х годов «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» регулярно, хотя и вызывая смешанную реакцию публики и прессы, выступал, участвуя во всевозможных акциях и фестивалях Рок-лаборатории. Последующие программы группы лежали в более традиционном русле и были написаны на тексты Орлова или Андреева («Северный путь» и «Птицы-гиганты» в 1986, «Королевская охота» в 1987, «Бизнес» и «Голова в пространстве» в 1988, «Железобетон» в 1989, «Концерт в Тиране» и «Ослепленные Солнцем» в 1990). В 1988 «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» перешел в Центр Стаса Намина, однако заметных результатов это не принесло.
Если на раннем этапе состав группы был относительно стабильным — Орлов (саксофон, гитара, вокал), Олег Андреев (бас), его коллега по консерватории Игорь Лень (клавишные) и Дмитрий Цветков (барабаны), то в последующие годы к ней по мере необходимости на время присоединялось множество музыкантов, впоследствии добившихся известности в других областях: так, ритм-секция (Михаил Саушев и Сергей Лобанов) позднее играла в арт-роковой группе «МАГНИТ»; пианист Максим Трефан в 1987 перешел в «ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ», гитарист Константин Баранов и клавишник Константин Гаврилов в 1989 стали участниками «АЛЬЯНСА»; покинувший группу в 1987 Игорь Лень позднее играл с собственной группой «АРТ-КОНЦЕРТ», «АЛИСОЙ» и «ДИНАМИКОМ».

Андрей Бурлака

 Дискография:

Ослепленный от солнца (BSA Records, 1993)

 

 

 

Hosted by uCoz