Николай Коперник •Москва*
Группа московского
саксофониста, гитариста и певца Юрия Орлова, бывшего участника ленинградских
«Джунглей» и московской арт-роковой команды «До мажор».
Нетрадиционная музыка «Н. К.»,
полная диссонансов, часто расплывчатая по форме и неясная по системе образов
является воплощением творческих замыслов саксофониста, гитариста и певца Юрия
Орлова, поэтому группа почти никогда не имела сколь-нибудь постоянного
состава, и участники ее часто менялись. С «Н. К.» работало много интересных
музыкантов, в том числе ударник Сергей Лобачев, басист Михаил Саушев (сейчас
— в «Кураже»), клааишники Максим Трефан (сейчас в «Вежливом отказе»), Константин
Гаврилов (сейчас снова вернулся в «Альянс») и Игорь Лень.
В 1986 г. «Н. К.» вступает в
Московскую рок-лабораторию, в 1988-м переходит в Центр Стаса Намина. После
долгого молчания выпускает в 1990 г. сразу два магнитоальбома.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Родина» (Сольный альбом Ю. Орлова, 1985), «Концерт в
Тиране» (1990), «Ослепленные от солнца» (1990).
«НИКОЛАЙ КОПЕРНИК», рок-группа (Москва).
«НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» не столько группа, сколько
художественная концепция и опытная площадка для реализации разнообразных
проектов интересного московского музыканта Юрия Орлова.
В прошлом Орлов сменил множество
увлечений и занятий, однако поначалу его интересовал, главным образом,
современный джаз и европейский авангард. В начале 80-х годов на его пути
встретился бас-гитарист Олег Андреев, бывший участник свердловского «СОНАНСА»
(откуда вышли будущие участники «ТРЕКА» и «УРФИНА ДЖЮСА»), в ту пору
перебравшийся в столицу и поступивший в Московскую консерваторию. Под
влиянием Андреева Орлов начал проявлять интерес к менее академическому и
более эффектному экспериментальному року тех лет и прежде всего музыке
Роберта Фриппа. Некоторое время оба они сотрудничали с московскими
арт-рокерами «ДО МАЖОР», а в 1982 организовали группу, которая с течением
времени превратилась в «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА». Первые несколько лет их
деятельность проходила, так сказать, за закрытыми дверями: возможности
выступить группа не имела, а экспериментальный характер творчества лишил ее
перспектив записей и популяризации силами магнитоиздата.
Энергичный Орлов в начале 1985
присоединился к питерской группе «ДЖУНГЛИ» талантливого гитариста Андрея
Отряскина, который в то время также искал собственный путь в современной
камерной и пост-джазовой музыке. Орлов появлялся в рядах «ДЖУНГЛЕЙ» на 3-м
фестивале рок-клуба весной 1985 и принял участие в их программе 1986, однако
открытие в Москве Рок-лаборатории (апрель 1985), сулившее «НИКОЛАЮ КОПЕРНИКУ»
новые перспективы, заставило его сосредоточить силы на собственном детище.
Прослушивание «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА» в
состав Рок-лаборатории летом 1985 вылилось в хаотический, хотя и забавный
джем при участии студентов консерватории, привлеченных Андреевым. Осенью того
же года Орлов, служивший сторожем в типографии одного из издательств,
обнаружил сборник советских ура-патриотических стихов «Песня, ставшая
правдой», который навел его на мысль положить эти вирши на музыку. Так родилась,
пожалуй, самая известная программа «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА» « Родина» —
первая, в которой Орлов, неожиданно для многих, запел. В канун Нового 1986
года программа была поставлена на сцене.
Во второй половине 80-х годов «НИКОЛАЙ
КОПЕРНИК» регулярно, хотя и вызывая смешанную реакцию публики и прессы,
выступал, участвуя во всевозможных акциях и фестивалях Рок-лаборатории.
Последующие программы группы лежали в более традиционном русле и были
написаны на тексты Орлова или Андреева («Северный путь» и «Птицы-гиганты» в
1986, «Королевская охота» в 1987, «Бизнес» и «Голова в пространстве» в 1988,
«Железобетон» в 1989, «Концерт в Тиране» и «Ослепленные Солнцем» в 1990). В
1988 «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» перешел в Центр Стаса Намина, однако заметных
результатов это не принесло.
Если на раннем этапе состав группы был
относительно стабильным — Орлов (саксофон, гитара, вокал), Олег Андреев
(бас), его коллега по консерватории Игорь Лень (клавишные) и Дмитрий Цветков
(барабаны), то в последующие годы к ней по мере необходимости на время
присоединялось множество музыкантов, впоследствии добившихся известности в
других областях: так, ритм-секция (Михаил Саушев и Сергей Лобанов) позднее
играла в арт-роковой группе «МАГНИТ»; пианист Максим Трефан в 1987 перешел в
«ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ», гитарист Константин Баранов и клавишник Константин Гаврилов
в 1989 стали участниками «АЛЬЯНСА»; покинувший группу в 1987 Игорь Лень
позднее играл с собственной группой «АРТ-КОНЦЕРТ», «АЛИСОЙ» и «ДИНАМИКОМ».
Андрей Бурлака
Дискография:
Ослепленный от солнца (BSA Records, 1993)
|