Пикник •
Ленинград •
Ленинградская группа «Пикник»
существует с 1978 г., хотя еще пятью годами раньше ее основатели — А. Добычин
и Е. Волощук впервые встретились в студенческой группе «Орион», которая
пользовалась довольно значительной популярностью у студентов Политехнического
института. К следующей весне «П». приобрел относительно устойчивый состав:
Сергей Омельниченко (гитара), Евгений Волощук (бас), Алексей Добычин (вокал),
Юрий Данилов и Николай Михайлов (флейты), Александр Кондрашкин (барабаны) и
начал работать как аккомпанирующий ансамбль в самодеятельном студенческом
театре, где с их участием был поставлен спектакль «Слово о Полку Игореве». На
следующий год «П.» ушел из театра и, окопавшись в одном из пригородных ДК,
начал совершать эпизодические визиты на рок-сцену Ленинграда.
В числе первых «П.» вступил в
Ленинградский Рок-клуб и участвовал в церемонии его открытия, однако уже к
осени 1981 г. группа почти распалась: Данилов ушел в «Тамбурин», Омельниченко
— в «Орнамент», пришедший на смену Кондрашкину барабанщик Петр Трощенкоз — в
«Аквариум», а Михайлов стал членом совета
РК (позднее, в 1982 — 1988 гг. был его президентом). Оставшись вдвоем,
Волощук и Добычин привлекли к сотрудничеству коллег из распавшегося незадолго
перед тем «Лабиринта„ — Эдмунда Шклярского (гитара, ф-но, вокал) и Александра
Савельева (гитара).
Регулярно меняя барабанщиков
(их было не менее десяти человек!), «П.» постепенно выбился в число наиболее
популярных групп клуба, а записанный Андреем Тропилло дебютный альбом «П.»
лишь укрепил это положение. Альбом показал, что рядом с постоянными авторами
«П.» Омельниченко и Добычиным появился очень своеобразный и сильный
композитор — Э. Шклярский. Это вызвало в группе определенную перестановку сил
и уход одного за другим почти всех участников, включая Добычина и Волощука
(позже собрал собственное «Продолжение Следует», играл с «Городом» В.
Рекшана, ненадолго вернулся в «Пикник» и, наконец, стал звукооператором
«Игр»).
В 1984 г. Шклярский и Савельев
при помощи сессионных музыкантов и под именем «П.» записали свой, возможно,
лучший альбом «Танец Волка», в котором барочная распевность и хард-роковая
жесткость соседствовали с поэтичными текстами, чем-то напоминавшими
готические рассказы Н. Готорна и Э. А. По.
Только в 1986 г. был сформирован новый состав «П.»:
Шклярский, Савельев, Сергей Воронин (клавишные), Юрий
Ключанцев (клавишные, сакс), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев
(ритм-бокс). Последнего через год сменил «живой» барабанщик Леонид Кирнос,
игравший когда-то в «П.» и «Продолжении Следует».
В сентябре 1988 г. «П.» впервые
за последние несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной
аудиторией. Фирма «Мелодия» одну за другой выпустила две их пластинки. В 1989
— 1990 гг. В. Евсеев и Ю. Ключанцев, уйдя из «П.», работали с собственной
группой «Замок Зо» и даже записали интересный магнитоальбом, однако в марте
1990 г. расхождения были преодолены и группа была восстановлена в своем
лучшем составе.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Дым» (1982), «Танец волка» (1984), «Иероглиф» (1986),
«Родом ниоткуда» (1983). Пластинки:
«Иероглиф» (1988), «Родом ниоткуда» (1989).
«ПИКНИК», рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург).
Возникла в сентябре 1978 в Ленинградском политехническом институте на
обломках локально популярного «ОРИОНА».
В составе: Сергей Омельниченко (гитара, вокал),
Евгений «Жак» Волощук (бас), Алексей Добычин (вокал), Николай Михайлов
(флейта) и Александр Мацков (барабаны), последнего два месяца спустя сменил
Александр Кондрашкин.
Некоторое время группа успешно
сотрудничала с самодеятельным театром Ленинградского политехнического
института, где участвовала в постановке музыкального спектакля «Слово о полку
Игореве».
В марте 1979 «ПИКНИК», состав которого
усилил однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на
ежегодном фестивале «Весна в Ленинградском политехническом институте», где
сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными подмостками и на
протяжении следующих двух лет был одним из наиболее активных участников
подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал в Новгороде и Москве.
Репертуар «ПИКНИКА» в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и
Омельниченко — энергичные рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и
простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»
(несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме
«ПИКНИКА» « Дым»). В рядах
группы побывали разные музыканты, среди которых следует отметить Павла
Кондратенко (впоследствии «ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ» и «АЛИСА») и Петра Трощенкова.
В начале 1981 «ПИКНИК» принял деятельное участие в создании Ленинградского
рок-клуба, а той же осенью оригинальный состав группы распался: Данилов ушел
в «ТАМБУРИН», Омельниченко в «ОРНАМЕНТ», Трощенков начал играть с
«АКВАРИУМОМ», Михайлов стал членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его
президентом. Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли
участники еще одной рок-клубовской группы «ЛАБИРИНТ» Эдмунд Шклярский
(гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев (гитара).
Эдмунд Шклярский (p. 26 сентября 1955,
Ленинград) вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился играть на
скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его
академической карьере. Осенью 1972 он несколько недель репетировал с Борисом
Гребенщиковым, в ту пору второкурсником факультета прикладной математики
Ленинградского университета (легендарный «АКВАРИУМ» тогда существовал скорее
в его воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел идти
своим путем.
Годом позже он поступил в Ленинградский
политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую группу
«УДИВЛЕНИЕ». Следующей весной группа приняла участие в третьем фестивале
групп политехнического института, получив специальный приз жюри за песню Э.
Шклярского Дилижанс — вопреки
господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с самого
начала хотел петь по-русски и только свои песни.
В середине 70-х годов Шклярский недолго
играл в «ОРИОНЕ», потом репетировал с будущим основателем «СТРАННЫХ ИГР»
Виктором Сологубом и, наконец, стал участником группы «ЛАБИРИНТ», с которой
был принят в рок-клуб, а после ее распада попал в «ПИКНИК».
Регулярно меняя барабанщиков и
совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли не большая часть
концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в том числе его 1-й
фестиваль), «ПИКНИК» постепенно пробился в число самых популярных групп
клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они записали альбом « Дым», который открыл Шклярского как
сильного мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 «ПИКНИК» расстался с
Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной диссертации) и
занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще через год раскололся надвое:
Шклярский и Савельев ушли на профессиональную сцену, оставив за собой
название «ПИКНИК», а Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель
(гитара, фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное
«ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ».
В конце 1984 Шклярский и Савельев при
поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные), Владимира
Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали свой второй альбом
« Танец Волка» — возможно,
лучшую в истории «ПИКНИКА» работу, полную мрачных образов и драматических
сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в
музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока.
Благодаря расходившимся по стране
записям популярность «ПИКНИКА» росла, хотя группа в этот период практически
не существовала. Лишь в 1986 был сформирован ее новый состав: Шклярский,
Савельев, бывший участник группы «ЗЕРКАЛО» Сергей Воронин (p. 29 марта 1956;
клавишные), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал)
и Вадим Пономарев (ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос (p.
28 августа 1957), некогда игравший в самодеятельном «ПИКНИКЕ» и группе
«ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ».
В сентябре 1988 «ПИКНИК» впервые за
несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и
был с восторгом встречен слушателями. Фирма «Мелодия» одну за другой
выпустила две их пластинки.
В январе 1989 группа чуть было не
развалилась: вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за
собой уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу «ЗАМОК ЗО» с
покинувшими при аналогичных обстоятельствах «АЛИСУ» Андреем Шаталиным и
Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Сизов. В этом
составе в сентябре 1989 группа выступила на организованном Александром
Житинским и Андреем Тропилло под эгидой журнала «Аврора» одноименном
рок-фестивале, где прозвучали фрагменты их новой программы. К марту 1990
«ЗАМОК ЗО», записав единственный альбом и совершив несколько гастрольных
поездок, развалился, а «ПИКНИК» восстановил состав образца 1988.
После длительного перерыва «ПИКНИК»
вернулся в студию и записал мощный и убедительный в музыкальном отношении
альбом « Харакири» (1992).
Савельев к этому времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он
передал этот пост бывшему барабанщику «ПИКНИКА», Алику Бахтиярову. Чтобы
заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в «ПИКНИК» был
приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из «ПРОДОЛЖЕНИЯ СЛЕДУЕТ» и
осовремененной версии рекшановского «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»). Он оставался в
группе до весны 1994, после чего покинул музыку, а позже эмигрировал.
Единственной вышедшей в этот период работой группы стал « Коллекционный альбом», в котором были
представлены лучшие номера из репертуара группы за 1982—90.
Казалось, «ПИКНИК» был обречен на
судьбу многих групп, пик популярности которых пришелся на времена
андерграунда и последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа
удивила всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей
музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной паузы в 1995
альбом « Немного Огня»
уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а
его умение вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не
меняя в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно
восхищения.
В 1996 на свет появился новый — восьмой
(или девятый, если приплюсовать коллективный сборник « Вампирские Песни», в котором музыка
«ПИКНИКА» занимает центральное место) диск «
Жень-шень», началось переиздание его музыкальных архивов
(интересно, что альбомы «ПИКНИКА» оформлены иллюстрациями Шклярского, что
лишний раз демонстрирует многогранность его дарования).
Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в
автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы, Алик Бахтияров.
Летом 1996 группу во второй раз оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот
раз занял не известный до этого момента Александр Рокин (р. 5 апреля 1963).
«ПИКНИК» продолжает выступать и записываться.
Андрей Бурлака
Дискография:
Танец волка (Аура, 1984)
Дым (Аура, 1993)
Коллекционный альбом 1983-93 (Аура,
1994)
Харакири (Anima Vox, 1994; Студия Союз,
1996)
Немного огня (Аура, 1995; Студия Союз
1996)
Родом ниоткуда (Аура, 1995; Студия Союз
1996)
Иероглиф (Студия Союз, 1995)
Жень-Шень (Студия Союз, 1996)
Танец Волка (Студия Союз, 1996)
Вампирские песни (Студия Союз, 1996)
Дым (Студия Союз, 1996)
Вампирские песни (Аура, 1996)
Стекло (1997)
Пить электричество (1998)
The Best (1998)
|