Секрет «Ленинград»
В начале 80-х ленинградские
театралы были буквально очарованы спектаклем «Ах, эти звезды!», поставленным в
Ленинградском театральном институте студентами курса А. И. Кацмана. Спектакль
представлял собой серию остроумных пародий и блестящих стилизаций,
выстроенных в виде воображаемого гала-концерта «всех звезд» мировой и
советской эстрады — от Эллы Фицджеральд до Аллы Пугачевой и от Утесова до
«Битлз». Аккомпанировал и играл ряд эпизодических ролей в этом спектакле
анонимный ансамбль, собранный одним из студентов курса Максимом Леонидовым
(он сам сыграл в «Звездах» Армстронга, Пресли, Маккартни и Макаревича')».
Успех спектакля подтолкнул Леонидова и его коллегу и соавтора Дмитрия Рубина
к идее создать группу, основанную на стилизации рок-н-роллькой и битовой
эстетики 60-х. Укомплектовав состав басистом Николаем Фоменко и барабанщиком
Алексеем Мурашовым (прежде репетировал с «Джунглями»), группа взяла имя
«Секрет», записала магнитофонный альбом и вступила в Рок клуб.
В апреле 1983 г. Д. Рубина
(позже сочинявшего тексты для «Интеграла» и «Августа», а также собравшего
собственную группу «Такси») сменил экс-гитарист «Выхода» Андрей Заблудовский.
Годом позже «С.» на ура приняла аудитория II Ленинградского Рок-фестиваля;
группа получила лауреатское звание и... устроилась в Ульяновскую филармонию.
Весь следующий год провела в гастролях по стране — часто в паре с джаз-оркестром
«Диапазон». В свободное от концертов время А. Заблудовский и А. Мурашов
принимали участие в записи первого альбома К. Кинчева, укрывшись за
коллективным псевдонимом «Доктор Кинчев и Группа Стиль».
Умелая рекламная кампания в
прессе и на телевидении («С.» стал главным аттракционом популярной
музыкальной передачи «Кружатся диски», ведущим которой долгое время был М.
Леонидов), высокопрофессиональная режиссура концертов и обойма запоминающихся
песенок быстро вывели «С.» в число наиболее успешных исполнителей советской
эстрады. В Ленинграде открылся фан-клуб «С.»
Группа (в афишах она называлась
«бит-квартет») неоднократно выезжала за границу — в частности, на фестиваль
советского рока в Италию и Швейцарию, снялась в фильме ленинградского
режиссера В. Аксенова «Как стать звездой» (1988), а позже стала основой для
театра-студии «С.», которая позволила музыкантам не только обрести
определенную творческую и экономическую независимость, но и поддержать других
исполнителей.
В 1989 г. М. Леонидов сыграл
главную роль в спектакле «Король Рок-н-ролла», сюжет которого обращался к
эпизодам биографии Элвиса Пресли, а также снялся в кинофильме В. Алейникова
«Биндюжник и Король». Все это привело к нарастанию противоречий внутри «С.» и
уходу Леонидова в ноябре 1989 г.
В настоящий момент «С.» продолжает существование как трио.
М. Леонидов выступал с группой
«Собрание Сочинений», а в 1990 г. эмигрировал в Израиль.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Ты и я» (1983).
Пластинки: «Секрет» (ВФГ «Мелодия», 1987), «Ленинградское время» (ВФГ
«Мелодия», 1989).
«СЕКРЕТ», рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). В
середине 1980-х годов группа (или бит-квартет, как именовали ее в ту пору)
стала первой во многих начинаниях отечественного шоу-бизнеса.
Одним из первых «СЕКРЕТ» преодолел казавшийся в то
время гигантским разрыв между подпольным рок-н-роллом и поп-сценой, в
условиях жесткого идеологического контроля сумел сделать собственную
телесерию и снять ряд отличных клипов, организовал своих поклонников, привил
«зараженному бациллами диско» молодому поколению 80-х годов интерес к музыке
BEATLES, а концерт готовил как спектакль с внутренней драматургией. Возможно,
всему этому способствовало то, что участники группы были артистами не только
от природы, но и получили соответствующее образование.
История «СЕКРЕТА» началась в 1981,
когда все ленинградские театралы были буквально очарованы
спектаклем-капустником «Ах, эти звезды!», который поставили в Театральном
институте студенты курса А. И. Кацмана. Спектакль представлял собой набор
остроумных (и порой весьма ядовитых) пародий и блестящих стилизаций,
выстроенных в виде гала-концерта всех звезд мировой и отечественной эстрады —
от Эллы Фицджералд до Аллы Пугачевой и от Утесова до «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ».
Безымянная пока группа во главе со
студентом курса Максимом Леонидовым (он сам сыграл в спектакле Армстронга,
Пресли, Маккартни и Макаревича!) аккомпанировала «звездам» и имела несколько
эпизодических ролей (включая кантри-шоу и BEATLES). Последнее, вероятно, и
навело Леонидова и его коллегу и соавтора Дмитрия Рубина на мысль создать
группу, стилизованную под рок-н-ролльно-битовую эстетику 60-х годов.
В 1982, переманив барабанщика из
репетировавшей в подвале их института группы (чуть позже она превратилась в
«ДЖУНГЛИ») и, придумав название «СЕКРЕТ» (от популярной битловской песни Do You Want To Know A Secret?), они
приступили к репетициям в составе: Максим Леонидов (p. 13 февраля 1962,
Ленинград) — гитара, фортепиано, вокал; Дмитрий Рубин — гитара, вокал;
Николай Фоменко (p. 30 апреля 1962, Ленинград) — бас, вокал; Алексей Мурашов
(р. 30 декабря 1960, Ленинград) — барабаны, вокал. В апреле 1983 Дмитрия
Рубина (который позднее сочинял тексты для «АВГУСТА» и «ИНТЕГРАЛА», писал
песни для многих звезд эстрады, а также работал со своей группой «ТАКСИ»)
сменил Андрей Заблудовский (p. 11 сентября 1959, Ленинград) — гитара, вокал
из группы «ВЫХОД» (где он играл на скрипке).
Весной 1984 они записали магнитофонный
альбом « Ты и я» (звукорежиссером, а заодно и менеджером группы был
тогда экс-барабанщик «АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ» Игорь «Панкер»
Гудков), чуть позже вступили в рок-клуб и вызвали бурю аплодисментов на его
2-м фестивале в мае 1984, где сыграли получасовую программу энергичных
рок-н-роллов, включавшую будущие хиты
Тысяча пластинок и Она
не понимает, а также блестящую кавер-версию Мажорного рок-н-роллаМайка Науменко. (Песни «ЗООПАРКА»
входили в репертуар «СЕКРЕТА» на всем протяжении его биографии: позднее они
пели Лето, Московский блюз и т. д.). «СЕКРЕТ»
стал одним из главных открытий фестиваля: он получил лауреатское звание и
специальный приз за артистизм. Тем же летом группа устроилась на работу в
Ульяновскую филармонию и весь следующий год провела в пути, гастролируя по
стране (часто в паре с поп-джазовым оркестром «ДИАПАЗОН»).
В начале 1985 в свободное от разъездов
время Заблудовский и Мурашов, под коллективным псевдонимом «ДОКТОР КИНЧЕВ И
ГРУППА СТИЛЬ» приняли участие в записи дебютного альбома Константина Кинчева
« Нервная ночь» (его продюсером снова выступил Игорь Гудков).
Умелая рекламная кампания в прессе и на
телевидении (в 1985 «СЕКРЕТ» стал главным аттракционом популярной музыкальной
передачи «Кружатся диски», ведущим которой долгое время был Леонидов),
профессиональная режиссура концертов, продуманный имидж (красный
«секретовский» галстук еще долго служил опознавательным знаком для
многочисленных поклонников группы, в числе первых объединившихся в фан-клуб),
а также обойма запоминающихся, мелодичных и привлекательных, хотя и
достаточно однообразных номеров, быстро вывели «СЕКРЕТ» в число наиболее
популярных героев поп-сцены.
Во второй половине 80-х годов они не
раз выезжали за границу — в частности, в августе 1988 принимали участие в
советско-итальянском рок-фестивале в Мельпиньяно; снялись в эксцентричной
музыкальной комедии Виталия Аксенова «Как стать звездой» (1986). Фирма
«Мелодия» в этот период выпустила два их альбома: « Секрет» (1987) и «
Ленинградское время» (1989).
В 1988 на базе группы был организован
театр-студия «Секрет» (опять-таки, одним из первых), что позволило музыкантам
не только обрести определенную творческую и экономическую независимость, но и
поддержать близких по духу исполнителей.
Вместе с тем внутри «СЕКРЕТА»
мало-помалу нарастали противоречия между Леонидовым, который тяготел к более
конформной поп-музыке, и остальными музыкантами, стремившимися удержаться в
рамках своего рок-н-ролльного образа. В 1989 Леонидов сыграл главную роль в
поставленном в расчете на него спектакле «Король рок-н-ролла», сюжет которого
опирался на эпизоды биографии Элвиса Пресли, а также снялся в фильме В.
Алейникова по мотивам рассказов И. Бабеля «Биндюжник и Король». Все это, в
конечном счете, привело к тому, что в ноябре 1989 Леонидов покинул группу. На
следующий год он дал несколько концертов с группой «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ»,
пытался записывать новый материал, но в 1990 эмигрировал в Израиль.
Заблудовский, Фоменко и Мурашов
продолжали выступать как трио. На питерском телевидении они сделали новую
передачу «Топ-секрет», а в 1991 записали альбом « Оркестр в пути», на
котором им аккомпанировал джаз-роковый бэнд «КЕЙПТАУН» во главе с
саксофонистом Сергеем Золотовым. (В 1994 фирма «Союз» переиздала его на
компакт-диске в расширенном и дополненном виде под названием « Не
переживай»). Новый всплеск активности «СЕКРЕТА» начался в 1996, когда
группа выпустила альбом Blues de
Moscou, включавший каверы песен «АКВАРИУМА», «ЗООПАРКА» и т. д. Как
оказалось, он стал последней работой трио. На следующий год Фоменко, все
больше погружавшийся в мир телевидения и открывший серию собственных
развлекательных шоу, окончательно покинул группу.
Тем не менее уже в начале 1997
Заблудовский и Мурашов собрали заметно посвежевшую версию группы, на этот раз
квинтет «СЕКРЕТ», в который вошли Олег Чиняков (p. 19 апреля 1964) — гитара,
Геннадий Анастасов (p. 12 сентября 1957) — бас и Сергей Болдакин (p. 22 мая
1972) — клавишные. Чиняков в конце 80-х годов играл в культовой питерской
группе «РОК-ШТАТ», Анастасов впервые обратил на себя внимание в
«ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ» (и недолго играл в «ПАРКЕ ГОРЬКОГО»), а все трое
встретились в рядах «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА-2», поп-группы, без особых на то прав
носившей имя легенды питерского андерграунда 70-х годов.
В мае 1997 в питерском мюзик-холле
прошли два концерта, на которых были представлены все корни и ветви
«СЕКРЕТА»: выступил бит-квартет в своем оригинальном составе, современная
версия группы, прозвучали соло-работы Фоменко и Леонидова (который в 1996
вернулся в Россию и занялся возобновлением своей прерванной шесть лет назад
карьеры).
В том же году новый «СЕКРЕТ» выпустил
альбом « Секрет 5».
В мае 1998 место за ударной установкой
занял Александр Васильев. Весной 1999 на афишах появляется новое название
коллектива: «АНДРЕЙ ЗАБЛУДОВСКИЙ И ГРУППА «СЕКРЕТ-99». В качестве
бэк-вокалисток приглашены Юлия Тарава и Наталья Четверткова. В июле 1999
вместо Геннадия Анастасова в группу приходит Александр Дробыш.
Андрей Бурлака
Дискография:
Ты и я (Монозуб, 1984)
Секрет (Фирма Мелодия, LP, 1987)
Ленинградское время (Фирма Мелодия, LP,
1989)
Оркестр в пути (Российский Диск, LP,
1991)
Blues De Moscou (Jeff Records, CD,
1996)
Секрет. Vol. 2 (Sintez Records, 1994)
Не переживай! (Студия Союз, CD, 1994,
1995)
Пять (Jeff Records, 1997)
Секрет 5 (Jeff Records, CD, 1997)
Секрет. The Best (1997)
|