Странные игры •Ленинград*
Пионеры новой волны на
советской рок-сцене, «Странные Игры» стали, возможно, первой в истории нашего
рока группой, попытавшейся создать в своих концертных программах законченный
аудиовизуальный образ, который увязывал воедино все — от музыки и текстов до
сценического движения, костюмов, света и конферанса.
Основателем «С. И.» был
гитарист и певец Александр Давыдов, музыкальная биография которого началась в
студенческих группах середины 70-х — случайные проекты и джемы сводили его на
одной сцене с А. Ляпиным, Б. Аксеновым, С. Даниловым и Н. Куликовских, пока в
1979 г. он не познакомился с Виктором Сологубом, тогда гитаристом группы
«Верхний Бьеф». Вдвоем они начали искать музыкантов и пробовать себя в
различных амплуа, участвовали в Тартуском рок-фестивале 1980 г., дали
несколько концертов дома и, так и не придумав названия своей группе,
оказались у разбитого корыта летом 1980 г. (Из участников этого состава
позднее успеха добились В. Сайко — ныне «Форум» и С. Перминов — «Ч. П.».)
Весь следующий год прошел в
репетициях. К ноябрю 1981 г. Давыдов наконец нашел достойных партнеров в лице
Виктора (бас, вокал) и Григория (гитара, вокал) Сологубов, Алексея Рахова
(саксофон) и Николая Куликовских (клавишные). Перебрав ряд барабанщиков, они
остановились на универсальном Александре Кондрашкине («Аквариум», «Тамбурин»,
«Пикник») и стали «Странными Играми».
Впервые группа заявила о себе в
марте 1982 г., когда, выступая перед именитым «Аквариумом», поразила
аудиторию нетрадиционным звучанием и экстравагантным имиджем.
Одной из важнейших причин их
успеха было то, что, взяв на вооружение ритмомелодические формулы «нью-уэйв» (ска,
реггей, панк-рок), «С. И.» соотнесли их с органически продуманным образом и
манерой поведения. Тексты к своим песням участники «С. И.» — вопреки
традиционной для ленинградского рока авторской концепции — заимствовали в
сборниках французской поэзии начала и середины века или у мастеров шансона.
С приходом в октябре 1982 г.
второго клавишника Николая Гусева (экс-«Аргонавты», «Барокко») формирование
состава «С. И.» завершилось и группа начала активно выступать. Состоялись
первые гастроли в Москве; вышел записанный А. Тропилло альбом «Метаморфозы».
На I фестивале Рок-клуба группа заняла третье место.
В апреле 1984 г. А, Давыдов и Н.
Куликовских покинули «С. И.» по причине творческих разногласий и занялись
реализацией сольных программ. К сожалению, планам Александра Давыдова было не
суждено сбыться: в июне 1984 г. он умер от сердечного приступа.
Выступление «С. И.» на
«Фестивале-84» оказалось неровным, однако к следующему году музыканты
собрались с духом и снова стали лауреатами. К этому времени в составе «С. И.»
появился тромбонист Николай Ольшевский, а на основе группы возникло «дочернее
предприятие» — ансамбль рок-н-ролл-возрождения «Стандарт»
(включавший всех членов «С. И.» минус В. Сологуб и плюс
контрабасист Илья Нарет).
После III Рок-фестиваля
участники «С. И.» пришли к решению прекратить совместную деятельность —
слишком различными были их взгляды на будущее группы. Рахов, Кондрашкин и
Гусев после недолгого альянса с «Мануфактурой» дебютировали как «АВИА», а
братья Сологубы на следующем фестивале выступали уже как «Игры». Н.
Куликовских в 1987 г. вернулся на сцену с группой «Пластполумер» (с 1989 г.—
«Бесполезные Советы»), в которой пытается воплотить многие идеи, не
получившие воплощения в период существования «С. И.».
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Метаморфозы» (1984), «Смотри в оба» (1986), Пластинки: «Red Wave» —6 песен («Big time records США. 1986), «Смотри
в оба» (ВФГ «Мелодия» 1988), «Метаморфозы» («Эрио», Москва,1991)
«СТРАННЫЕ ИГРЫ», рок-группа (Ленинград,
Санкт-Петербург). Пионеры новой волны в отечественном рок-н-ролле.
«СТРАННЫЕ ИГРЫ» не только одними из первых взяли на
вооружение современную им музыкальную эстетику, но и пошли дальше, создав на
сцене законченный аудио-визуальный образ, который увязывал воедино все: от
музыки и текстов до конферанса, сценического движения, света и костюмерии.
Оказав значительное влияние на следующее поколение музыкантов, они распались
в зените своей карьеры, но и собравшись в следующем десятилетии, оказались на
удивление современны и актуальны.
Основателем «СТРАННЫХ ИГР» был гитарист
и певец Александр Давыдов (1 марта 1958, Ленинград — 12 июня 1984),
музыкальная биография которого начиналась в студенческой самодеятельности
середины 70-х годов: разовые проекты сводили его на одной сцене с Александром
Ляпиным, Борисом Аксеновым, Сергеем Даниловым, однако ни один из этих
проектов так и не увидел продолжения. Летом 1979, выступая с группой
«РУБИНОВЫЙ ДОЖДЬ» в летнем лагере Ленинградского университета в Крыму, он
познакомился с Виктором Сологубом, в то время гитаристом политеховского
«ВЕРХНЕГО БЪЕФА». Летние джемы вылились в идею новой группы, и вернувшись
домой, они начали собирать музыкантов. В оригинальный состав группы вошли
Давыдов (гитара и вокал), Виктор Сологуб (p.1 апреля 1957, Ленинград, гитара
и вокал), Евгений Смелков (бас), Сергей «Джеки» Перминов (саксофон), Владимир
Сайко (клавишные) и Виктор Васильев, барабаны. Они усиленно репетировали,
долго не могли определиться с названием (в разное время были известны как
«САХАРНЫЕ ТРУБОЧКИ», «ПРЯНИКИ», «СПАРТАК»), весной 1980 участвовали в
Тартусском рок-фестивале, дали несколько концертов дома и распались после
неудачной в материальном отношении поездки на юг. Весь следующий год прошел в
репетициях. К ноябрю 1981 Давыдов и Сологуб, который к этому времени
переключился с гитары на бас, нашли достойных партнеров: младший брат
Виктора, Григорий Сологуб (p.19 июля 1961, Ленинград; гитара), Алексей Рахов
(саксофон, гитара) начинал в группе «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ», а Николай «Кроки»
Куликовских (клавишные) играл с Давыдовым еще в «РУБИНОВОМ ДОЖДЕ».
Вступив в рок-клуб как «ГРУППА
АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВА», к следующей весне они стали «СТРАННЫМИ ИГРАМИ», а за
барабаны, после серии проб и ошибок, сел универсальный Александр Кондрашкин,
экс-«ПИКНИК», «АКВАРИУМ», «ТАМБУРИН».
Впервые «СТРАННЫЕ ИГРЫ» заявили о себе
в марте 1982, когда, выступая в концерте перед уже знаменитым «АКВАРИУМОМ»,
поразили публику нестандартным звучанием и экстравагантными нарядами. Одной
из важнейших причин успеха «СТРАННЫХ ИГР» стало то, что ритмо-мелодическая
основа «новой волны» (реггей, ска, панк-рок) сочеталась у них с осмысленной
театрализацией каждого номера, продуманным и органичным оформлением сцены и
вниманием к собственному имиджу. Тексты к своим песням «СТРАННЫЕ ИГРЫ» —
вопреки традиционной для Питера авторской концепции — черпали в поэзии
французских дадаистов начала века (Тцара, Кено), мастеров шансона (Брель,
Брассанс).
С приходом в группу в сентябре 1982
второго клавишника и певца групп экс-«АРГОНАВТЫ», «БАРОККО» Николая Гусева
(p. 12 мая 1957) формирование состава завершилось, и начались регулярные
выступления. Состоялся первый визит в Москву; вышел составленный из записей
А. Мончадского и А. Тропилло альбом « Метаморфозы»; на 1-м фестивале
рок-клуба (1983) они заняли 3-е место. Режиссер Динара Асанова сняла фрагмент
выступления группы для своего фильма «Милый, дорогой, любимый, единственный»
(1984).
В апреле 1984 Давыдов и Куликовских
покинули «СТРАННЫЕ ИГРЫ» по причине «художественных разногласий» и занялись
реализацией собственных идей — Давыдов, в частности, собирался записываться с
«ВЫХОДОМ» и подбирал музыкантов для своего рок-биг-бэнда. К сожалению, этим
планам не было суждено сбыться: 12 июня он умер от сердечного приступа.
Куликовских на несколько лет оставил музыку, а в 1987—90 вернулся на сцену со
своими группами «ПЛАСТ ПОЛУМЕР» и «БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ», в которых пытался
развить некоторые из идей «СТРАННЫХ ИГР».
Выступление «СТРАННЫХ ИГР» на 2-м
фестивале рок-клуба (1984) было неровным — сказалась только что пережитая
потеря лидера — однако к следующему году они вернули творческую форму и снова
стали лауреатами. На этом этапе в составе группы появился тромбонист Николай
Ольшевский, а на ее основе возникло «дочернее предприятие» в виде группы
рок-н-ролльного возрождения «СТАНДАРТ» (минус В. Сологуб, плюс контрабасист
Илья Нарет). Вышел их второй альбом « Смотри в оба». Помимо того, в
1983 и 1984 Рахов и Кондрашкин играли на фестивалях и записывались с группой
«МАНУФАКТУРА».
Сразу после 3-го фестиваля рок-клуба, в
июне 1985, участники «СТРАННЫХ ИГР» решили расстаться, хотя наличие внутри
группы двух разных фракций уже давно не было секретом ни для кого. Гусев,
Рахов и Кондрашкин после мимолетного альянса с «МАНУФАКТУРОЙ» (осенью 1985)
дебютировали как «АВИА», а братья Сологубы — после длительных поисков новых
партнеров и имени — в октябре 1986 вывели на сцену рок-клуба свои «ИГРЫ». В
конце 1991 группа воссоединилась на несколько концертов, чтобы отметить свое
десятилетие. В первой половине 90-х годов они еще несколько раз собирались
для разовых выступлений и гастролей, а в начале 1996 снова удивили всех,
решив объединиться на регулярной основе. К сожалению, группу покинул
Кондрашкин, получивший серьезные травмы во время гастролей в Германии, и его
место занял экс-барабанщик «ИГР» Игорь Черидник. Обновленная группа дала с
воодушевлением принятый концерт в клубе «Гора», где представила ряд новых
песен; в том же году «СТРАННЫЕ ИГРЫ» стали одними из героев питерского
рок-фестиваля на стадионе «Петровский».
Андрей Бурлака
Дискография:
Метаморфозы (АнТроп, 1983; Manchester, MC, 1997)
Смотри в оба (АнТроп, 1986; Фирма
Мелодия, LP, 1988)
Red Wave (Big Time, 2 LP, 1986)
Настройся на лучшее. Часть1 (JAM MUSIC
GROUP: JSP)
Красная волна (SNC Records, 1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records,
1995)
|