Воскресение «Москва
Группа
«Воскресение" сыграла значительную роль в развитии отечественного рока,
поддерживая и развивая русскоязычную поэтическую линию «Машины времени"
и став своего рода «экспериментальной лабораторией" для испытания новых
музыкальных идей.
Основа
группы была заложена в июне 1979 г., когда, покинув «Машину времени", ее
бывшие участники Евгений Маргулис (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (ударные)
решили организовать собственный коллектив. В него вошли Алексей Романов
(гитара, вокал), тоже, кстати, игравший в «Машине времени" в 1974 г.,
Алексей Макаревич (клавишные) и Андрей Сапунов (вокал, бас).
Репертуар
«В." составили песни Романова и известного в Москве барда Константина
Никольского (экс-«Атланты", «Цветы"). Интенсивная концертная
деятельность и разошедшиеся по стране записи вскоре выдвинули «В." в
число лидеров советского рока. Лирический герой песен «В." — человек,
переживший крушение мечты, прошедший через суровые жизненные испытания, но
не сломленный ими, — оказался весьма характерной фигурой для отечественного
рока начала 80-х, а свежие, запоминающиеся мелодии быстро нашли дорогу к
сердцам слушателей.
В
октябре 1980 г. оригинальный состав «Воскресения" распался, Е. Маргулис
ушел в «Араке", репертуар которого пополнился сразу несколькими песнями
«В.". Однако уже зимой 1980 г. А. Романов реорганизовал группу, пригласив
в нее К. Никольского (гитара, вокал) и Михаила Шевякова (ударные), а также А.
Сапунова из прежнего состава «В.". Они записали еще один магнитофонный
альбом, в который вошли: «Один взгляд назад", «Реггей" («По дороге
разочарований"), «Предатель", «Кто виноват" и другие, быстро
ставшие популярными номера.
Самодеятельный
период в биографии «В." закончился в мае 1982 г., когда бывший
художественный руководитель «Машины временим режиссер Ованес Мелик-Пашаев
предложил А. Романову собрать новый состав для работы в программе «В едином
ритме". Так возникло «новое" «В.", скрывшееся за неуклюжим
филармоническим «псевдонимом" — «Группа Ованеса Мелик-Пашаева": А.
Романов — вокал; Вадим Голутвин (экс-«Веселые ребята", «Аракс") —
гитара; Игорь Кленов — бас; Александр Чиненков — труба, вокал; Петр
Подгородецкий (экс-«Машина времени") — клавишные; Владимир Воронин —
ударные.
В
июне 1983 г. «В." был записан новый альбом «Радуюсь" — более
сложный в музыкальном отношении и довольно неожиданный для «текстовой"
группы.
В
последующие годы звезда «В." начала закатываться: персональные проблемы,
бесконечные смены состава и филармонический конвейер привели к фактическому
исчезновению группы, хотя, начиная со второй половины 80-х её участники
пытаются собраться вновь под различными названиями:»Салют», «СВ» и т.д.
К.Никольский
после попыток работать с «Фестивалем» Максима Дунаевского и многочисленных
сольных выступлений организовал собственную группу «Зеркало мира», в
репертуаре которой остаются его песни времён «Воскресения».
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «1»(1980), «2»(1981), «Радуюсь!"
(1983),"Московское время" (1984).
ВОСКРЕСЕНИЕ, рок-группа (Москва).
Сыграла
значительную роль в закреплении традиций отечественного рока, поддержав
русскоязычную поэтическую линию МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и создав собственный
поэтический язык; ее песни и поныне остаются классикой русского рока.
Ее основы были заложены в июне 1979,
когда, покинув МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Евгений Маргулис (бас, гитара, вокал) и Сергей
Кавагоэ (барабаны) решили организовать новую группу. Примерно в то же время в
поисках подходящих партнеров находился автор песен, певец и гитарист Алексей
Романов, который начал играть рок-н-ролл еще в конце 60-х годов, в 1973 на
несколько месяцев присоединился к МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, тогда же начал сочинять
песни сам, вследствие чего вскоре ушел в ОПАСНУЮ ЗОНУ, лидером которой был
двоюродный брат Андрея Макаревича, Алексей. Они исполняли песни Романова,
позднее сменили название на КУЗНЕЦКИЙ МОСТ, и разошлись в 1977.
В оригинальный состав группы, не без
намека названной ВОСКРЕСЕНИЕ (лишь позднее, под давлением различных
обстоятельств, и заменил нейтральный мягкий знак), вошли Романов (гитара,
вокал), Маргулис (бас, вокал), Алексей Макаревич (клавишные, вокал) и Кавагоэ
(барабаны); секцию духовых составили Сергей Кузминок (труба), который тоже
играл в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, а из ВИКТОРИИ пришел Павел Смеян (саксофон).
Репертуар группы составляли песни Романова и Маргулиса, а появившийся в
ВОСКРЕСЕНИИ немного позже Андрей Сапунов (гитара, вокал) принес с собой песни
своего коллеги по ЦВЕТАМ Константина Никольского.
Они успели дать считанное количество
концертов и записали материал для двух магнитоальбомов. Сразу разлетевшиеся
по стране, они были восприняты многими как записи новой МАШИНЫ и сделали имя
группы популярным. Лирический герой ВОСКРЕСЕНИЯ — как правило, человек,
переживший крушение мечты, но не утративший своих идеалов, прошедший через
суровые жизненные испытания, но не сломленный ими, — оказался весьма
симптоматичной фигурой для отечественного рока начала 80-х годов, а свежие,
запоминающиеся мелодии быстро нашли дорогу к слушателям и надолго вошли в
популярный репертуар по всей стране. Вместе с тем ситуация в тогдашней Москве
не располагала к существованию подпольной рок-сцены — к октябрю 1980
ВОСКРЕСЕНИЕ фактически распалось: Смеян присоединился к РОК-АТЕЛЬЕ Криса
Кельми, Кузминок покинул сцену, Макаревич занимался постановкой эстрадных
программ, Кавагоэ впоследствии эмигрировал в Японию, а Маргулис стал
бас-гитаристом АРАКСА, репертуар которого пополнили многие песни Романова.
Лишь следующим летом у бывших
участников ВОСКРЕСЕНИЯ появилась еще одна возможность записаться. 7-10 июня
1981 в подвале Института международных отношений неизменный звукорежиссер
группы Артем Арутюнов записал песни Романова
Воскресение, Люди
как в темной чаще, Рэгги, Поезд, Кто виноват, Солдат
и Предатель, а также Один взгляд назад и Блюз Никольского. Участие в работе
принимали: Романов и Никольский (гитары и вокал), Сапунов (бас, вокал) и
Михаил Шевяков (барабаны). Хотя этот состав группы фактически никогда не
существовал за пределами студии, именно он (равно как песни с этого альбома)
стал наиболее известным в истории группы. В мае 1982 Романов, находившийся в
то время без работы и без музыкантов, принял приглашение бывшего
звукооператора МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Ованеса Мелик-Пашаева и возглавил собранную им
группу. В состав группы Ованеса Мелик-Пашаева (ставшей в известном смысле
новой инкарнацией ВОСКРЕСЕНИЯ) вошли: Вадим Голутвин (экс-АРАКС; гитара), Игорь
Кленов (экс-ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ; бас), Петр Подгородецкий (экс-МАШИНА ВРЕМЕНИ;
клавишные) и Александр Воловик (барабаны). Они интенсивно гастролировали по
стране, сменили Воловика на Владимира Воронина из ФАНТАЗИИ, следующей весной
устроились в Московскую областную филармонию (их директором в то время,
кстати, был нынешний президент PolyGram Russia Борис Зосимов) и записали
новый альбом Радуюсь! (1983),
однако, летом 1983 Романов был неожиданно арестован и по сфабрикованному
обвинению в организации нелегальных концертов посажен в тюрьму. Державшаяся
на нем группа стремительно покатилась под откос. В 1983—84 у микрофона
промелькнули Алексей Антонов, Олег Курятников, Анатолий Алешин из АРАКСА,
которые пели, естественно, песни Романова, но все это не могло остановить
процесс распада. Весной 1984 группу покинул Голутвин, и в мае на сцене Дворца
спорта Крылья Советов на гитаре — тряхнув стариной — играл сам Мелик-Пашаев.
Позднее в том же году Голутвин и
вернувшийся на свободу Романов собрали просуществовавшую года полтора группу
САЛЮТ, а в конце 80-х годов встретились в составе СВ, которые, опять-таки,
играли песни Романова. В 1990 к ним, после распада своей группы ЛОТОС,
присоединился и Сапунов.
В 1992, когда московская фирма FeeLee
издала на пластинке второй альбом группы, было следано несколько попыток
реорганизовать ВОСКРЕСЕНЬЕ в той или иной форме. Состоялось несколько
выступлений второго состава группы, но в конечном счете Романов и Никольский
разошлись в разные стороны.
Следующий этап в истории ВОСКРЕСЕНИЯ начался
лишь в мае 1994, когда на волне ностальгии группа собралась в своем почти
оригинальном составе начала 80-х годов: Романов, Маргулис, Сапунов, Макаревич
и Михаил Шевяков, занявший место ныне живущего в Японии Кавагоэ. На майские
праздники они сделали два тепло встреченных концерта в питерском
киноконцертном зале Октябрьский (любопытно, что в те годы группа ни разу не
выступала в Ленинграде), после чего о воскресении ВОСКРЕСЕНИЯ было объявлено
официально. С тех пор они регулярно выступают в Москве, изредка гастролируют,
работают в студии (но, к сожалению, не над своим новым материалом). Алексей
Макаревич в декабре 1994 вновь покинул сцену, чтобы заниматься своим
поп-проектом ЛИЦЕЙ.
В сентябре 1995 скрытый конфликт между
базовым составом ВОСКРЕСЕНИЯ и Константином Никольским, сыгравшим в истории
группы эпизодическую, однако весьма существенную роль, проявился в виде
заявления для прессы, в котором участники ВОСКРЕСЕНИЯ возражали против
использования им в своей рекламе названия группы.
В начале 1996 свет увидел концертный
альбом Мы вас любим, на
котором был представлен материал, записанный с первых концертов
реорганизованной группы в Москве (киноконцертный зал Россия, июнь 1994). Во
второй половине 1990-х гг. деятельность коллектива ограничилась выступлениями
и концертными альбомами. В 2000 группа дала концерт в Лондоне и
гастролировала вместе с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ в турне под названием 50 на двоих.
Андрей Бурлака
Дискография:
Воскресение (1980; 1981; Fee Lee, LP,CD, 1992)
Московское время (1984)
Воскресение 79-80. Кто виноват? Vol. 1
(D.S.Production, 1993)
Воскресение 79-80. Кто виноват? Vol. 2
(D.S.Production, 1993)
Радуюсь! (1993)
Концерт в ДК МЕХТЕХ'82 (Экстрафон,
1994)
Радио 101 в прямом эфире (live) (1995)
Живее всех живых! (PolyGram Russia,
1995)
Легенды русского рока. Воскресение
(Moroz Records, CD, 1996)
Мы вас любим (Союз, 1995; 1996)
ВОСКРЕСЕНИЕ - Живая Коллекция (Союз,
1998)
|