Янка — Яна Дягилева «Новосибирск» Продолжатель традиций русского поэтического рока, одним из духовных лидеров которого был Александр Башлачев, Янка появилась на музыкальном горизонте пару лет назад. И полчища фанов, оплакивающих конец «времени колокольчиков», встрепенулись. Когда-то Башлачев объяснял, почему он не хочет больше петь свои песни: «Они лежали на столе, их мог взять кто угодно. Скорее всего — женщина. А взял — я. Я у женщины украл...» Янка — не версия Башлачева, она — скорее его «бабья песня». Янку можно сравнивать со многими: обликом она напоминает Дженис Джоплин. балладным распевом — Джоан Баэз, фольклорными интонациями — Александра Башлачева. И в то же время Янка не похожа ни на кого. Ее мир — серая зарисовка, останавливающая строкой запустение, разорение, распавшуюся связь времен. Он состоит из трамвайных рельсов, шпал, светофоров, сапог, клеток... Урбанизированный милитаристский пейзаж, мир, населенный неодушевленностью, и даже живое в нем сравнимо с мертвым... Ближайшие зрительные ассоциации песням Янки — улицы американских фантастических фильмов, в которых последние уцелевшие на Земле люди сражаются с порожденными ими самими и уничтожающими все живое киборгами, машинами, режимами. Разница в том, что американцы доверчивы к хэппи-эндам, а нам история оснований для оптимизма не предоставила. Последние люди обречены... Песни Янки — плачи не только по содержанию, но и по звучанию гласных. Плач по новым, которые при жизни обречены на смерть. «Поплачь о нем, пока он живой!» — это требование В. Шахрина («Чайф») Янка пропевает самостоятельно... Хочется травы, теплого ветра, солнышка, но ничего этого нет и никогда не будет — только воспоминания о том, что должно было бы быть, — такое же воспоминание, как детские песенки и дразнилки, которые Янка включает в трагический мир своих плачей и баллад. «Дом горит, козел не видит» — так говорят друг другу дети, приплясывая у костра. «Мы все козлы и заслуживаем жалости в равной мере. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Мы как дебильные дети приплясываем вокруг костра, в котором горит наш собственный дом...» — совсем молодая сибирская девушка едва ли не яснее всех услышала и воспроизвела мелодию страха и близящегося конца, переполняющие нас. ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Деклассированные элементы» (1988). «Не положено» (1987), «Домой» (1989), «Ангедония» — совместно с «Гражданской обороной» (1989). ЯНКА (Дягилева Яна) (1966-1991), поэтесса, певица,
представительница панк-рока. Родилась в Новосибирске, в 1985 начала писать стихи,
в 1987 стала исполнять свои песни под гитару, путешествуя по России вместе с
Егором Летовым. В 1988 создана первая акустическая запись «Не положено»,
изданная позже на пластинке. Первое публичное выступление состоялось на
панк-фестивале в Тюмени в июне 1988 с группой «Великие Октябри» (Евгений
«Джексон» Кокорин и Игорь «Джефф» Жевтун). В 1989 давала «квартирные» концерты в Санкт-Петербурге
и Москве, выступала с «Гражданской Обороной», участвовала в концерте памяти
Александра Башлачева. Выступления проходили в Иркутске, Харькове,
Новосибирске. При участии Егора Летова сделаны электрические альбомы
«Ангедония» и «Домой!». На домашней студии Сергей Фирсов записал акустическую
программу Янки, которая была издана в 1995 под названием «Продано!». В разных
городах России ходили по рукам записи, в основном акустические. Тексты песен
Янки стали более тяжелыми и мрачными. В 1990 Яна Дягилева участвовала в фестивале
«Рок-Акустика» (Череповец), в концерте памяти Башлачева (Санкт-Петербург),
играла серию «квартирных» концертов вместе с Летовым. Осенью 1990 выступила
вместе с «Великими Октябрями» на фестивалях в Зеленограде и Барнауле. В 1991 были записаны последние четыре песни. 17 мая
1991 Яна Дягилева была найдена мертвой на берегу реки Ини. Дискография: Не положено (1988) |