Звуки Му • Москва
Историю отечественного
рока сегодня трудно представить без этой московской группы, соединившей в
своем творчестве музыкальный авангард и панк-рок с бытовым фольклором,
лексикой прокуренных парадных и исконно русским скоморошничеством.
Первый концерт
«Звуков Му» состоялся в конце января 1984 года в одной из английских спецшкол
Москвы, где когда-то учились солист группы Петр Мамонов и басист Александр
Липницкий. В дебютной программе было все-таки больше ерничества, животной
радости от общения с залом и спонтанного музицирования, чем самой музыки, но
благодаря текстам и оригинальной творческой концепции группа запомнилась.
Впечатляющая сценичность, гротесковость, характерность каждого персонажа,
оригинальность тем, своеобразный музыкальный язык, в котором постепенно
стало использоваться всё: от гомерических какофоний и настойчивого
примитивизма до изящных, чистых неоклассических мелодий —делают группу заметной
величиной отечественного рока. Кроме Мамонова и Липницкого в ней выступают
неистощимый на выдумку катализатор музыкальных идей группы клавишник Павел
Хотин, виртуозный гитарист Алексей Бортничук и сменивший длинный ряд
предшественников барабанщик Алексей Павлов. «Звуки» вступают в только что
появившуюся Московскую рок-лабораторию и летом 1986 г. участвуют в ее итоговом
фестивале, где наряду с «Бригадой С», «Центром» и гостями — ленинградскими
«Алисой», «Аквариумом» и «Кино» получают, в отсутствие официальных призов,
наибольшие зрительские симпатии. В конце программы Петр в белом костюме
подкошено падал на сцену, после чего десять минут аплодисменты мешали группе
покинуть подмостки.
Репертуар группы
в те годы, впрочем, еще не был особенно велик и несколько месяцев «Звуки»
придирчиво обращают посещающие их образы, символы и проблемы в новые песни. Большее
внимание уделяется аранжировкам и собственно музыке, которая в первых номерах
являлась скорее способом поддержания эмоционального накала, а теперь
становится самостоятельной эстетической ценностью. И если в первых
программах — «Серый голубь» и следующей — «Простые вещи» много однообразия в
музыке и примитивности в аранжировках, то теперь «З. М.» одинаково интересно
и смотреть и слушать. Недаром известный английской продюсер Брайан Ино,
работавший с Давидом Боуи, «Рокси мьюзик» и «Ю-2», после почти годичного
знакомства с советской музыкой предложил контракт именно «Звукам Му».
Из двух
магнитоальбомов (оба были записаны в 1988 году, но содержат песни разных
периодов) отбирается материал для будущей пластинки.
Она выходит на
Западе в начале 1989 года. И, как это обычно бывает с дебютными пластинками,
называется просто именем группы — «Звуки Му». «З. М.» самолично представляют
альбом, гастролируют в Великобритании и имеют неплохую прессу, но вскоре
после возвращения в Союз заявляют о распаде. Последний концерт «Звуки Му»
дают в октябре 1989 года, снова на фестивале Московской рок-лаборатории.
Выступление проходит с большим успехом, группу долго не отпускают со сцены,
но она непоколебима в своем решении. Проект распадается. . Петр Мамонов
снимается в кинофильмах «Такси-блюз» (режиссер П. Лунгин), «Игла» (режиссер
Р. Нугманов) и вместе с братом и бывшим коллегой по «З. М.» Алексеем
Бортничуком образует новую группу «Мамонов и Алексей». Павлов и Липницкий
отходят от активных занятий рок-музыкой, а Хотин продолжает свои эксперименты
в области авангарда и прогрессивного рока.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Простые вещи (1988), «Джаз»* (1988). Пластинки:
"Звуки Му» («Опал рекорда», 1989).
Участие в кино: Петр Мамонов, главная роль в фильме
«Такси-блюз», роль в фильме «Игла».
«ЗВУКИ МУ», рок-группа (Москва).
«Когда они в ударе, — написал один
американский журнал, — это, быть может, лучшая группа в мире». Лидер группы
певец, гитарист и автор песен Петр Мамонов заинтересовался рок-музыкой еще в
начале 60-х годов, играл на гитаре в школьной группе «ЭКСПРЕСС», однако, в то
время так и не связал свою жизнь с музыкой и в дальнейшем сменил множество
самых разных занятий — от переводчика до лифтера, прежде чем в начале 80-х
годов снова вернулся к рок-н-роллу.
В 1981 Мамонов и его школьный
приятель Александр Липницкий, на протяжении многих лет связанный с подпольной
рок-сценой Москвы и Ленинграда (в его квартире на Каретном жили, а порой и
выступали «АКВАРИУМ», «КИНО», «ЗООПАРК» и многие другие), начали
репетировать, пытаясь найти собственную формулу звучания. Некоторое время с
ними играл живший тогда в Москве ленинградский художник-концептуалист и
музыкант Сергей «Африка» Бугаев. Состав: Мамонов, (гитара, вокал), Липницкий
(бас) и Бугаев (перкуссия). Они дали несколько квартирных концертов,
наделавших немало шума в московских околомузыкальных кругах, однако более
активно дела «ЗВУКОВ МУ» (имя это, по преданию, восходило к фразе «звуки
московских улиц», хотя определенную роль в этом выборе, вероятно, сыграло и
название знаменитого фильма «Звуки музыки») пошли, когда к Мамонову и
Липницкому присоединился студент Московского энергетического института,
способный пианист и аранжировщик Павел Хотин (в то время известный как Пабло
Менгес).
Дебют «ЗВУКОВ МУ» состоялся в школе,
где некогда учились оба основателя группы. Участие в нем приняли «БРАВО»,
Сергей Рыженко («ПОСЛЕДНИЙ ШАНС»), Василий Шумов («ЦЕНТР») и ряд других
московских и ленинградскских музыкантов. Концерт вылился в небольшой, но
насыщенный событиями мини-фестиваль, после которого группа на полтора года
ушла в подполье. Следующий этап в их биографии начался лишь в апреле 1985,
когда «ЗВУКИ МУ» прошли прослушивание в Доме самодеятельного творчества, а
чуть позже стали членами Московской рок-лаборатории.
Осенью 1985 состав группы пополнили
Александр «Фагот» Александров (фагот), который в конце 70-х годов играл с
«АКВАРИУМОМ», а также Михаил Жуков (перкуссия), известный по работе во многих
экспериментально-джазовых проектах.
В июне 1986 «ЗВУКИ МУ» выступили на
закрытии сезона в Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ, где оказались
единственными, кто выглядел убедительно и интересно на фоне именитых гостей
из Ленинграда («АКВАРИУМ», «АЛИСА», «КИНО»), а следующей зимой, когда в
группе появился гитарист Алексей Бортничук,а Жукова сменил Алексей Павлов,
они с успехом выступили в ленинградском Дворце молодежи. В середине 80-х
годов группа записала ряд магнитофонных альбомов, изданных лишь десятилетие
спустя.
Начиная с 1988 «ЗВУКИ МУ» начали
выезжать за пределы отечества: весной 1988 они выступали с близкими по
музыкальной эстетике PERE UBU на фестивале альтернативной культуры «Hungaro
Carrot» в Будапеште, позднее в том же году сыграли на фестивале «Marchewka» в
Варшаве и дали серию концертов в Италии. В этот период внимание на группу обратил
известный британский музыкант и продюсер, бывший участник ROXY MUSIC Брайан
Ино, в то время открывший собственную группу OPAL RECORDS и искавший для него
нетрадиционно мыслящих клиентов. Ино спродюсировал дебютный альбом «ЗВУКОВ
МУ», вышедший в Британии в начале 1989 и удостоившийся серии одобрительных
рецензий и откликов тамошней музыкальной прессы. Группа посетила Британские
острова, дала там несколько концертов, рекламируя вышедшую пластинку, однако,
в конце того же года под давлением все нараставших разногласий между
Мамоновым и Липницким объявила о прекращении своего существования. Последнее
выступление «классического» состава группы состоялось в октябре 1989 на
очередном фестивале Рок-лаборатории.
Участники группы разошлись в разные
стороны: Липницкий стал заниматься этнической музыкой, менеджировал молодую
группу «АТАС» и снимал клипы и документальные фильмы на материалах своего
богатого видеоархива; Хотин играл в группе Джоанны Стингрей, а позднее стал
менеджером клуба «Акватория»; Павлов, на время покинув музыку, вернулся в нее
уже в качестве диджея и ныне известен как МДМС Павлов.
Мамонов, которого активно
интересовало кино (еще в середине 80-х годов он принимал участие в съемках
документальной ленты «How Do You Do?» на ЦСДФ), на рубеже 90-х годов снялся в
фильме «Игла» Рашида Нугманова (1988), где сыграл оппонента Цоя и главного
отрицательного персонажа, и «Такси-блюз» Павла Лунгина (1990), где его героем
стал отставной музыкант Селиверстов.
Возвращение Мамонова на сцену
состоялось в 1990, когда он воссоединился с братом в новой группе «МАМОНОВ И
АЛЕКСЕЙ», которая отразила его интерес к минимализму и современным
музыкальным технологиям. Они сделали совместную программу с бывшим лидером
«ЦЕНТРА» Василием Шумовым и несколько раз показали ее в Москве и Ленинграде.
В начале 90-х годов Мамонов сыграл
главную роль в пьесе «Лысый брюнет», написанной специально для него и
поставленной в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Для
участия в спектакле он снова собрал группу, к которой присоединился
бас-гитарист Евгений Казанцев (экс-«КАРНАВАЛ», «СВ», «РОК-АТЕЛЬЕ») и
барабанщик Юрий Кистенев (экс-«АЛЬЯНС»).
Этот расширенный состав гастролировал
с театром, выступая также с концертами, в которых исполнял как современный
материал, так и хиты времен «ЗВУКОВ МУ», что и побудило его возродить
популярное название. В этом качестве новые «ЗВУКИ МУ» выпустили альбом «Грубый закат» (1994) и «Жизнь амфибий как она есть»
(1996). В конце 90-х годов Мамонов значительно сократил свою активность как в
музыке, так и в театре. В 1999 группа обнародовала свой новый альбом «Шкура
Неубитого», который включал в себя как совершенно новые песни, так и
инструментальные произведения и новые версии старых композиций.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Транснадежность (Moroz Records, CD, MC,
1994)
Крым (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Мамонов и Алексей (Moroz Records, CD,
MC, 1994)
Лучший рок из России-II (Moroz
Records, 1995)
Грубый закат (Moroz Records, CD, MC,
1995)
Русский рок 1996 (Moroz Records,
1996)
Простые вещи. Диск №1; Диск №2 (Moroz
Records, 1996)
Жизнь амфибий, как она есть (Moroz
Records, 1996)
Простые вещи (Moroz Records, 1996)
Русский рок (Moroz Records, 1997)
Легенды русского Рока-2 (Moroz
Records, 1997)
Zvuki Mu (1998) (1999)
Шкура Неубитого (1999)
|