<<< обратно

 

Звуки Му • Москва

Историю отечественного рока сегодня трудно предста­вить без этой московской группы, соединившей в своем творчестве музыкальный авангард и панк-рок с бытовым фольклором, лексикой прокуренных парадных и исконно русским скоморошничеством.

Первый концерт «Звуков Му» состоялся в конце января 1984 года в одной из английских спецшкол Москвы, где когда-то учились солист группы Петр Мамонов и басист Александр Липницкий. В дебютной программе было все-таки больше ерничества, животной радости от общения с залом и спонтанного музицирования, чем самой музыки, но благодаря текстам и оригинальной творческой концеп­ции группа запомнилась. Впечатляющая сценичность, гротесковость, характерность каждого персонажа, ориги­нальность тем, своеобразный музыкальный язык, в кото­ром постепенно стало использоваться всё: от гомеричес­ких какофоний и настойчивого примитивизма до изящных, чистых неоклассических мелодий —делают группу замет­ной величиной отечественного рока. Кроме Мамонова и Липницкого в ней выступают неистощимый на выдумку катализатор музыкальных идей группы клавишник Павел Хотин, виртуозный гитарист Алексей Бортничук и сменив­ший длинный ряд предшественников барабанщик Алексей Павлов. «Звуки» вступают в только что появившуюся Москов­скую рок-лабораторию и летом 1986 г. участвуют в ее ито­говом фестивале, где наряду с «Бригадой С», «Центром» и гостями — ленинградскими «Алисой», «Аквариумом» и «Кино» получают, в отсутствие официальных призов, наи­большие зрительские симпатии. В конце программы Петр в белом костюме подкошено падал на сцену, после чего десять минут аплодисменты мешали группе покинуть подмостки.

Репертуар группы в те годы, впрочем, еще не был осо­бенно велик и несколько месяцев «Звуки» придирчиво обращают посещающие их образы, символы и проблемы в новые песни. Большее внимание уделяется аранжировкам и собственно музыке, которая в первых номерах являлась скорее способом поддержания эмоционального накала, а теперь становится самостоятельной эстетической ценно­стью. И если в первых программах — «Серый голубь» и следующей — «Простые вещи» много однообразия в музыке и примитивности в аранжировках, то теперь «З. М.» одинаково интересно и смотреть и слушать. Недаром известный английской продюсер Брайан Ино, работавший с Давидом Боуи, «Рокси мьюзик» и «Ю-2», после почти годичного знакомства с советской музыкой предложил контракт именно «Звукам Му».

Из двух магнитоальбомов (оба были записаны в 1988 году, но содержат песни разных периодов) отбирается материал для будущей пластинки.

Она выходит на Западе в начале 1989 года. И, как это обычно бывает с дебютными пластинками, называется просто именем группы — «Звуки Му». «З. М.» самолично представляют альбом, гастролируют в Великобритании и имеют неплохую прессу, но вскоре после возвращения в Союз заявляют о распаде. Последний концерт «Звуки Му» дают в октябре 1989 года, снова на фестивале Москов­ской рок-лаборатории. Выступление проходит с большим успехом, группу долго не отпускают со сцены, но она непо­колебима в своем решении. Проект распадается. . Петр Мамонов снимается в кинофильмах «Такси-блюз» (режис­сер П. Лунгин), «Игла» (режиссер Р. Нугманов) и вместе с братом и бывшим коллегой по «З. М.» Алексеем Бортничуком образует новую группу «Мамонов и Алексей». Павлов и Липницкий отходят от активных занятий рок-музыкой, а Хотин продолжает свои эксперименты в области аван­гарда и прогрессивного рока.

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Простые вещи (1988), «Джаз»* (1988). Пластинки: "Звуки Му» («Опал рекорда», 1989).

Участие в кино: Петр Мамонов, главная роль в фильме «Такси-блюз», роль в фильме «Игла».


«ЗВУКИ МУ», рок-группа (Москва).

«Когда они в ударе, — написал один американский журнал, — это, быть может, лучшая группа в мире». Лидер группы певец, гитарист и автор песен Петр Мамонов заинтересовался рок-музыкой еще в начале 60-х годов, играл на гитаре в школьной группе «ЭКСПРЕСС», однако, в то время так и не связал свою жизнь с музыкой и в дальнейшем сменил множество самых разных занятий — от переводчика до лифтера, прежде чем в начале 80-х годов снова вернулся к рок-н-роллу.
В 1981 Мамонов и его школьный приятель Александр Липницкий, на протяжении многих лет связанный с подпольной рок-сценой Москвы и Ленинграда (в его квартире на Каретном жили, а порой и выступали «АКВАРИУМ», «КИНО», «ЗООПАРК» и многие другие), начали репетировать, пытаясь найти собственную формулу звучания. Некоторое время с ними играл живший тогда в Москве ленинградский художник-концептуалист и музыкант Сергей «Африка» Бугаев. Состав: Мамонов, (гитара, вокал), Липницкий (бас) и Бугаев (перкуссия). Они дали несколько квартирных концертов, наделавших немало шума в московских околомузыкальных кругах, однако более активно дела «ЗВУКОВ МУ» (имя это, по преданию, восходило к фразе «звуки московских улиц», хотя определенную роль в этом выборе, вероятно, сыграло и название знаменитого фильма «Звуки музыки») пошли, когда к Мамонову и Липницкому присоединился студент Московского энергетического института, способный пианист и аранжировщик Павел Хотин (в то время известный как Пабло Менгес).
Дебют «ЗВУКОВ МУ» состоялся в школе, где некогда учились оба основателя группы. Участие в нем приняли «БРАВО», Сергей Рыженко («ПОСЛЕДНИЙ ШАНС»), Василий Шумов («ЦЕНТР») и ряд других московских и ленинградскских музыкантов. Концерт вылился в небольшой, но насыщенный событиями мини-фестиваль, после которого группа на полтора года ушла в подполье. Следующий этап в их биографии начался лишь в апреле 1985, когда «ЗВУКИ МУ» прошли прослушивание в Доме самодеятельного творчества, а чуть позже стали членами Московской рок-лаборатории.
Осенью 1985 состав группы пополнили Александр «Фагот» Александров (фагот), который в конце 70-х годов играл с «АКВАРИУМОМ», а также Михаил Жуков (перкуссия), известный по работе во многих экспериментально-джазовых проектах.
В июне 1986 «ЗВУКИ МУ» выступили на закрытии сезона в Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ, где оказались единственными, кто выглядел убедительно и интересно на фоне именитых гостей из Ленинграда («АКВАРИУМ», «АЛИСА», «КИНО»), а следующей зимой, когда в группе появился гитарист Алексей Бортничук,а Жукова сменил Алексей Павлов, они с успехом выступили в ленинградском Дворце молодежи. В середине 80-х годов группа записала ряд магнитофонных альбомов, изданных лишь десятилетие спустя.
Начиная с 1988 «ЗВУКИ МУ» начали выезжать за пределы отечества: весной 1988 они выступали с близкими по музыкальной эстетике PERE UBU на фестивале альтернативной культуры «Hungaro Carrot» в Будапеште, позднее в том же году сыграли на фестивале «Marchewka» в Варшаве и дали серию концертов в Италии. В этот период внимание на группу обратил известный британский музыкант и продюсер, бывший участник ROXY MUSIC Брайан Ино, в то время открывший собственную группу OPAL RECORDS и искавший для него нетрадиционно мыслящих клиентов. Ино спродюсировал дебютный альбом «ЗВУКОВ МУ», вышедший в Британии в начале 1989 и удостоившийся серии одобрительных рецензий и откликов тамошней музыкальной прессы. Группа посетила Британские острова, дала там несколько концертов, рекламируя вышедшую пластинку, однако, в конце того же года под давлением все нараставших разногласий между Мамоновым и Липницким объявила о прекращении своего существования. Последнее выступление «классического» состава группы состоялось в октябре 1989 на очередном фестивале Рок-лаборатории.
Участники группы разошлись в разные стороны: Липницкий стал заниматься этнической музыкой, менеджировал молодую группу «АТАС» и снимал клипы и документальные фильмы на материалах своего богатого видеоархива; Хотин играл в группе Джоанны Стингрей, а позднее стал менеджером клуба «Акватория»; Павлов, на время покинув музыку, вернулся в нее уже в качестве диджея и ныне известен как МДМС Павлов.
Мамонов, которого активно интересовало кино (еще в середине 80-х годов он принимал участие в съемках документальной ленты «How Do You Do?» на ЦСДФ), на рубеже 90-х годов снялся в фильме «Игла» Рашида Нугманова (1988), где сыграл оппонента Цоя и главного отрицательного персонажа, и «Такси-блюз» Павла Лунгина (1990), где его героем стал отставной музыкант Селиверстов.
Возвращение Мамонова на сцену состоялось в 1990, когда он воссоединился с братом в новой группе «МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ», которая отразила его интерес к минимализму и современным музыкальным технологиям. Они сделали совместную программу с бывшим лидером «ЦЕНТРА» Василием Шумовым и несколько раз показали ее в Москве и Ленинграде.
В начале 90-х годов Мамонов сыграл главную роль в пьесе «Лысый брюнет», написанной специально для него и поставленной в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Для участия в спектакле он снова собрал группу, к которой присоединился бас-гитарист Евгений Казанцев (экс-«КАРНАВАЛ», «СВ», «РОК-АТЕЛЬЕ») и барабанщик Юрий Кистенев (экс-«АЛЬЯНС»).
Этот расширенный состав гастролировал с театром, выступая также с концертами, в которых исполнял как современный материал, так и хиты времен «ЗВУКОВ МУ», что и побудило его возродить популярное название. В этом качестве новые «ЗВУКИ МУ» выпустили альбом  «Грубый закат» (1994) и  «Жизнь амфибий как она есть» (1996). В конце 90-х годов Мамонов значительно сократил свою активность как в музыке, так и в театре. В 1999 группа обнародовала свой новый альбом «Шкура Неубитого», который включал в себя как совершенно новые песни, так и инструментальные произведения и новые версии старых композиций.

Андрей Бурлака

 Дискография:

Транснадежность (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Крым (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Мамонов и Алексей (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Лучший рок из России-II (Moroz Records, 1995)
Грубый закат (Moroz Records, CD, MC, 1995)
Русский рок 1996 (Moroz Records, 1996)
Простые вещи. Диск №1; Диск №2 (Moroz Records, 1996)
Жизнь амфибий, как она есть (Moroz Records, 1996)
Простые вещи (Moroz Records, 1996)
Русский рок (Moroz Records, 1997)
Легенды русского Рока-2 (Moroz Records, 1997)
Zvuki Mu (1998) (1999)
Шкура Неубитого (1999)

 

 

 

Hosted by uCoz